Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 8

1 – ый уровень

2 – ой уровень

3 – ий уровень

Найдите значения выражений.

Вычислите. Найдите значения выражений другим способом (подсказка-выделение чисел). Подумайте, какой способ удобнее. Подчеркните его.

Подумайте, сколькими способами можно найти значение этих выражений. Запишите. Для каждого выражения подчеркните наиболее удобный способ решения.

Это задание может одновременно послужить исследовательским, если учащиеся не изучали свойство вычитания числа из суммы.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся составить примеры на данный вычислительный прием, придумать упражнения для устного счета (их можно поместить в специальный конверт и использовать на уроках), составить ребусы, математические раскраски для учащихся 1-го, 2-го уровня. Эти задания лучше предложить учащимся на дом, таким образом сделав разноуровневым домашнее задание.

Разноуровневые задания по уровню трудности предполагают либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных уровней учащихся. В качестве усложнения материала предлагается более сложный числовой материал, использование в заданиях букв вместо чисел, увеличение количества действий в задаче, выражении, использование обратного задания вместо прямого.

Применение разноуровневых заданий по объему учебного материала обусловлено разным темпом работы учащихся. Медлительным детям, а также детям с низким уровнем обучаемости требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание.

Обычно оно выполняется по желанию детей, но задача учителя состоит в том, чтобы дети захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов использую разные поощрения (дополнительная оценка, маленькая грамота, медальки, открытка с дарственной надписью, присвоение ученику звания «помощник-консультант» с ношением значка и др.).

Как правило, раноуровневые задания по объему сочетается с другими разноуровневыми заданиями. Например, в качестве дополнительных можно использовать творческие упражнения или более трудные.

Например:

Основное задание

Дополнительное задание

Выполни вычисления:

9 + 5 = 12 – 7 =

3 + 9 = 15 – 6 =

11 – 8 = 7 + 7 =

Запиши ответы в порядке возрастания/убывания.

Подчеркни значение суммы / разности.

*Составь задачу по одному из выражений. Сделай к ней схематический рисунок.

Разноуровневые задания по степени и характеру помощи позволяют наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Такой способ разноуровневого обучения не предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

И.И. Аргинская предлагает использовать три вида помощи учащимся: стимулирующую, направляющую, обучающую.

Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в работу или допустил ошибку.

Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки. 

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель сообщает, что нужно делать. Этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3- го уровня.

Помощь может быть предложена в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, карточек-помощниц, карточек-консультаций, справочных материалов, плана, инструкции.

При работе над текстовыми задачами используются наглядные опоры, модели, иллюстрации; предлагается план решения. Он может быть дан частично или полностью, а также в виде пояснений к действиям. Учащимся предлагаются карточки с нарастанием помощи.