Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 5

Предметными результатами, обучающихся являются: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Предметные результаты освоения учащимися начальных классов по математике отражены в авторской программе к УМК системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, автор- Александрова Э.И.

В авторской программе по математике, так же как в федеральном государственном стандарте начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и величины», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учётом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа и десятичные дроби», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур» [15].

Базовый уровень предметных результатов

обучающиеся научатся:

ü находить способ измерения величин в ситуации, когда предложенная величина значительно больше исходной мерки;

ü использовать схему умножения при решении текстовых задач, составляя выражение или уравнение; по схеме подбирать текстовые задачи;

ü анализировать зависимости между величинами, с которыми обучающийся имеет дело при решении задач;

ü строить графические модели арифметических действий и осуществлять переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно;

ü решать уравнения типа  а * х= b ;  x * a = b;  a : x = b ;  x :  b = a ;

ü умножать и делить многозначное число на многозначное;

ü основным приёмам устных вычислений при выполнении любого арифметического действия;

ü искать ошибки как при выполнении вычислений, так и при решении текстовых задач и уравнений; анализировать их причины;

ü выявлять задания с «ловушками», среди которых есть задания с недостающими данными, с лишними данными;

ü находить нужную информацию для подбора «подходящих» чисел к условию задачи и её решению.

Повышенный уровень предметных результатов

обучающиеся получат возможность научиться:

ü создавать и оценивать ситуации, требующие перехода от одних мер измерения к другим;

ü по схеме придумывать текстовые задачи;

ü применять калькулятор при проверке вычислений;

ü читать и строить диаграммы;

ü обнаруживать и устранять ошибки путём придумывания своих заданий, помогающих избавиться от выявленной ошибки;

ü придумывать свои варианты замены букв числами в задачах.

Выделяя характерные для данного возраста особенности можно заметить, что у детей младшего школьного возраста существуют некоторые особенности достижения предметных результатов, которые выражены в следующем:

ü  разные типы нервной системы, которые дают разные типы темпераментов [13] людям с разными темпераментами нужен разный темп и режим работы

ü  разные способы восприятия и усвоения информации, это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д.

ü разный уровень подготовленности к усвоению знаний

ü трудность переключения с одной умственной операции на другую, дети склонны к шаблонным и трафаретным ходам мысли

ü разный интерес к содержанию учебной деятельности

Учитывая различия в развитии детей, индивидуальные особенности их познавательной  деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста, Э.И. Александрова предлагает три варианта данной программы обучения.