Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 17

Шестой урок в опытно -  практической работе был проведён по теме «Признаки делимости». Цель урока - создание условий для формирования умения применять признаки делимости.

Тип данного урока -  решение частных задач с применением открытого способа. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по объему учебного материала, самостоятельная работа, на которой применяются разноуровневые задания по степени и характеру помощи учащимся. Проект урока представлен в Приложении 17.

Применение разноуровневого задания по объему учебного материала обусловлено разным темпом работы учащихся.

Основным заданием являлось А) Используя цифры 3,7,9 записать трёхзначные числа без повторения цифр: девочки в порядке убывания, мальчики в порядке возрастания. Б) Не вычисляя определить, делятся ли эти числа 9.

Дополнительным заданием являлось     - изменить в записи этих чисел одну цифру так, чтобы они делились 9.

Результат работы представили следующий:      

Девочки: 973, 937, 793, 739, 397, 379 от команды девочек отвечала – Ксения М.

Мальчики: 379, 397, 739, 793, 937, 973 от команды мальчиков отвечал – Артемий Т.

Ксения и Артемий отвечали на вопрос задания Б, после чего пришли к выводу, что данные числа обеих команд не делятся на 9, т.к. сумма цифр 3+7+9=19, 19:9=2 (ост.1)

Темп работы учащихся класса разный. Поэтому ребятам, справившимся с заданием быстрее остальных, было предложено дополнительное задание, в котором было необходимо изменить в записи чисел, которые они сделали ранее, одну цифру так, чтобы они делились 9.

Дополнительное задание        учащиеся выполняли, руководствуясь признаком делимости на 9, справились с данным заданием - Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В. Ребята представили свои варианты выполнения задания остальным ребятам с объяснением хода выполнения задания.

С помощью использования данного задания учащимися достигается предметный результат: знать и уметь применять признак делимости (базовы        й уровень). А также  на повышенном уровне учащиеся получают возможность научиться придумывать свои числа, заменяя одну цифру в числе.

На этапе применения нового способа действия учащимся был задан вопрос «Где в повседневной жизни мы используем знания о признаках делимости чисел?».  На данный вопрос в ответ прозвучало множество ответов таких как:

ü в магазине, решая вопрос о том, хватит ли  денег на покупку нескольких одинаковых товаров;

ü во время ремонта; 

ü при сервировке стола;

ü при раскрое ткани для одинаковых костюмов;

ü при рассадке пассажиров в несколько автобусов, самолётов, катеров и т.д.

Исходя из ответов,  была предложена задача из учебника  с.140 № 521. «С трёх полей собрали 613 ц помидоров. С первого поля собрали 282 ц, а со второго 186 ц помидоров. Сколько центнеров помидоров собрали с третьего поля? Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах?»

Данная задача является разноуровневым заданием по степени самостоятельности.  Одни учащиеся решали задачу под руководством учителя, а другие – самостоятельно. При этом учащиеся сами определяли, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имели возможность вернуться к работе под руководством учителя.

Оказывалась помощь при составлении схемы к задаче и оформлении самого решения, так же возникали затруднения с ответом на второй вопрос задачи, т.к. некоторые невнимательно прочитали вопрос и стали искать общую массу помидор собранных со всех полей и это количество делить на три машины.

Частично опирались на помощь учителя при выполнении задания Алина Х., Ника И. Дарья И, Артём С., Елизавета Ф., Даниил Г. Роман Я., под руководством учителя работали Лиза Р., Кирилл К., Роман Я, остальные учащиеся справились с заданием самостоятельно.