Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 2

Проблема исследования: как использовать технологию разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.

Объект исследования – процесс достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.

Предмет исследования – виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.

Цель исследования: изучение и апробация технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.

Задачи исследования:

1.  Охарактеризовать сущность понятия «технология разноуровневого обучения»

2.  Рассмотреть содержание и достижение предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики

3.  Описать виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики

4.  Организовать педагогическую деятельность с учащимися 3 класса по достижению предметных результатов на уроках математики с использованием технологии разноуровневого обучения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ УМК курса «Математика» для 3 класса Э.И. Александровой (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова), беседа с учителем начальных классов, количественный и качественный анализ сформированности предметных результатов по математике учащихся 3 класса, опытное апробирование.

Теоретической основой исследования являются научные труды В.В. Давыдова о теории формирования учебной деятельности и педагогические труды Л.В. Занкова о факторах обучения и развития учащихся, а также методические идеи И.И. Аргинской по классификации видов разноуровневых заданий.

Новизна исследования:

Технология разноуровневого обучения применялась в образовательном процессе и до реализации ФГОС НОО (2009 г.). Но в настоящее время с внедрением стандарта второго поколения, в основе которого лежит личностно – ориентированный подход, стоит рассматривать данную технологию с точки зрения субъект - субъектных отношений между учителем и учеником, т.е. ученик является активным участником образовательного процесса. В данной работе мы рассмотрим, как технология разноуровнего обучения обеспечивает каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, предоставляет возможность выбора обучающемуся уровень сложности задания и степень самостоятельности в его выполнении.

Практическая значимость: нами рассмотрены виды разноуровневых заданий и выделены те, что, с нашей точки зрения, наиболее эффективные для реализации в образовательном процессе. Данная исследовательская работа позволяет учителю, пользуясь описанной классификацией видов разноуровневых заданий, создать условия для достижения необходимого уровня математических знаний каждым учеником

Глава I. Теоретические основы использования технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках  математики в начальных классах

1.1 Сущность понятия «технология разноуровневого обучения»

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos – учение, наука; дословно наука о мастерстве) имеет множество трактовок.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве» [5].

В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем». [16]