Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 3

Содержание понятия "технология" раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.

В педагогике существует множество определений педагогической технологии.

В.М.Монахов даёт определение, наиболее точно, на наш взгляд, отражающее суть педагогической технологии.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.

Выделяют следующие признаки педагогической технологии:

ü совместная деятельность учителя и учащихся;

ü совокупность приёмов, методов;

ü проектирование и организация процесса обучения;

ü наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Необходимость введения в образовательную практику разноуровневого обучения обусловлена тем, что в условиях большого объёма учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной мотивации к образовательному процессу в целом [11].

Разноуровневое обучение – педагогическая технология, которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Темы, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения [8].

По мнению В. В. Гузеева, выделяют 3 уровня обучения [3].:

Уровень

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень ФГОС НОО

Повышенный уровень

Отметка

«3-4»

«4-5»

«5»

Цель

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Цель: применение знаний.

Цель: творческое использование знаний.

Описание

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения.

Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу.

Работа на продуктивном уровне.

Решение неизвестного, готового эталона нет.

Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Пример

вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

Неалгоритмизирован-ные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

Разноуровневое обучение осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

ü овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

ü учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

ü применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

ü такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.