Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 4

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Тем самым можем выделить ряд причин, позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования [1] :

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Технология разноуровневого обучения строится на следующих принципах [4]

ü  всеобщая талантливость – нет бесталанных детей, а есть занятые не своим делом;

ü  взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;

ü  неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.

Чтобы работа с применением технологии разноуровневого обучения давала свои результаты необходимо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной [15].

Наряду с положительными сторонами есть и трудности в применении и реализации технологии разноуровневого обучения на уроках в начальных классах [1].

Выбор уровня усвоения. Разноуровневое обучение предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возможно только на старшей ступени обучения.

Выставление отметок. Если ученик овладел минимальным уровнем знаний (Стандарт), то учителя за этот уровень ставят «3», за средний – «4», за повышенный – «5». Но, если ученик овладел материалом на уровне Стандарта, почему ставится «3»?

Отсутствие программных документов. Очень трудно учителю самостоятельно, без программных документов определить, насколько нужно углубляться в предмет.

Проблема подготовки кадров высокой квалификации. Кроме всех перечисленных выше проблем, необходимо отметить и то, что часто при организации разноуровневого обучения в школе администрация сталкивается с проблемой подготовки кадров высокой квалификации, способных и имеющих желание вести уроки повышенной сложности без программ и технических средств обучения.

Поэтому введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости а) разработки чётких требований и программной документации к каждому уровню, исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора учащихся в соответствующий уровень.

Таким образом, технология разноуровневого обучения соответствует требованиям ФГОС как педагогическая технология, позволяющая осуществлять личностно-ориентированное обучение. Данная технология является продуктивной, потому что способствует повышению школьной мотивации и позволяет получить высокое качество образования учащимся.

1.2.Содержание предметных результатов по математике и достижение их учащимися начальных классов

Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО) [18, 23] прописаны требования к результатам разного уровня обучения. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определён также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

ФГОС НОО устанавливает требования к предметным результатам обучающихся по математике, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.