Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 7

Таким образом, ФГОС НОО устанавливает требования к предметным результатам обучающихся по математике. Таковыми результатами являются: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Данные результаты не могут быть достигнуты в полной мере без учёта индивидуальных особенностей обучающихся, таких как разные типы нервной системы, способы восприятия и усвоения информации, уровень подготовленности к усвоению знаний, трудность переключения с одной умственной операции на другую, разный интерес к содержанию учебной деятельности.

1.3     Виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики 

Применение разноуровневых заданий помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, использование таких заданий позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Уровневые задания могут быть использованы: при изучении нового материала, при  контроле  за  усвоением знаний, умений и навыков, при проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

И.И.Аргинская предлагает следующую классификацию разноуровневых заданий:

-по степени самостоятельности;

-по уровню творчества;

-по уровню трудности;

-по объему учебного материала;

-по характеру помощи обучающимся.

Мы рассмотрим применение данных видов заданий на примере содержания курса «математика» в начальной школе.

Разноуровневые задания по степени самостоятельности учащихся.

Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. Схематически разноуровневые задания по степени самостоятельности можно представить так:

1 – ый уровень

2 – ой уровень

3 – ий уровень

Ориентировочный этап: знакомство с заданием

Исполнительский

этап

I Работа под руководством учителя

Самостоятельная работа

II Работа под руководством учителя

Самостоятельная работа

Проверочный этап

При этом учащиеся сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имеют возможность вернуться к работе под руководством учителя/консультанта.

Разноуровневые задания по уровню творчества предполагают различный характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивный (типовые упражнения) или продуктивный (творческий).

Примером творческих заданий могут служить поиск закономерностей, классификация, восстановление пропущенных элементов, преобразование математических выражений, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление математических выражений, задач.

Целесообразным работать над поиском рационального способа решения. Это побуждает детей думать нестандартно, анализировать, высказывать свое мнение. При работе над заданиями, имеющими несколько способов решения, можно предложить следующие:

(49+ 44) – 39 (58 + 23) – 38

45 + 47) – 45 (65 + 34) – 65