Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 16

Темп работы и способности учащихся в классе разные, поэтому на этапе решения частных задач запланировано применение разноуровневого задания по уровню трудности.

Учащимся была предложена задача, но в таблице вместо слова «уровень» было указано слово «шаг», ученики, справившись с одним шагом, могли переходить к следующему. В данном варианте задания использование слова «шаг» вместо слова «уровень» обусловлено тем, что без выполнения одного из шагов невозможно перейти к следующему, так же чтобы не создавать некий психологический дискомфорт для учащихся.

После совместного с учителем анализа задачи учащиеся приступают к самостоятельному решению. Может оказываться обучающая помощь, если ученик не может справиться с самостоятельной работой, этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3- го уровня, если они справились с заданием. Так, например, Василиса Д., Наум Б. и Михаил К. оказывали обучающую помощь Кириллу К., Лизе Р., Роме Я.

Данная задача не вызвала особых затруднений все учащиеся класса постарались выполнить все три шага, это было заметно во время проверки задания по ходу урока, а также после проверки рабочих тетрадей детей. Быстрый темп работы наблюдался у следующих учащихся: Василиса Д., Ирина Ш., Маргарита Ч., Наум Б., Дарья Ч., Алина В. Медленный темп работу наблюдался у Алины Х., Ники И. Дарьи И, Артёма С., Елизаветы Ф., Даниила Г. Романа Я. Придумали свои пояснения к выражению задачи – Анастасия М., Василиса Д., Ирина Ш., Маргарита Ч., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Леонид К. Они объяснили остальным учащимся, как научиться придумывать пояснения к выражениям задачи.

С помощью использования данного задания учащимися достигается предметный результат: уметь применять формулу нахождения площади прямоугольника с использованием таблицы умножения. А также на повышенном уровне учащиеся получают возможность научиться придумывать свои пояснения к выражению задачи, не нарушая её логику.

Шаг 1

(Уровень 1)

Шаг 2

(Уровень 2)

Шаг 3

(Уровень 3)

Сторона квадрата 5 см. Найти площадь этого квадрата.

Изготовь модель этого квадрата.

Как изменится площадь квадрата, если сторона увеличится в 3 раза? Изготовь модель этого квадрата.

Как изменится площадь квадрата, если сторона увеличится на 3 см?

Изготовь модель этого квадрата.

Комментарий:

Решённая задача 1-го уровня и модель квадрата со стороной 5 см

Комментарий:

Решённая задача 1-го и 2-го уровня, квадраты со стороной 5 см и 15 см

Комментарий:

Решённые задачи 1 – 3 уровней, квадраты со сторонами 5, 15, 18 см

Разноуровневое домашнее задание по уровню трудности и творчества. В домашнем задании предполагается продуктивный характер деятельности учащихся (творческий). Так как от них требуется не только решить задачу, но и с помощью моделей наглядно показать изменение площади квадрата.

Выполнение задания предполагается так же, как и в классе «по шагам».

Стоит отметить, что творческий уровень допускается выполнять по желанию учащихся, Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Михаил К., Анастасия М. представили свои варианты выполнения задания творческого уровня остальным ребятам с объяснением хода выполнения задания.

На данном уроке особое внимание уделялось следующе группе учащихся: Кирилл К., Ярослав П., Олеся Г., Елизавета Р., Алина Х, т.к. среди них были те, кто вышли после болезни, а также с медленным темпом работы.

Таким образом, в ходе данного урока с помощью разноуровневого задания по объёму учебного материала, по степени и характеру помощи, уровню творчества достигались предметные результаты: уметь применять формулу нахождения площади прямоугольника с использованием таблицы умножения. Также учащиеся получили возможность научиться придумывать свои пояснения к выражению задачи, не нарушая её логику.