Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 19

В ходе проведения серии уроков наиболее часто нами использовались разноуровневые задания по уровню трудности, объёму учебного материала и степени самостоятельности, это обусловлено тем, что учебник системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова по математике автора  Э.И.Александровой для 3 класса содержит большой объем разных видов заданий,  способствующих достижению предметных результатов.

Реже применялись задания по характеру помощи и уровню творчества.

Разноуровневое обучение с использованием заданий по характеру помощи не предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя, дети в классе достаточно самостоятельны и в большей степени при необходимости оказывали помощь друг другу сами, к помощи учителя обращались крайне редко

Задания по уровню творчества требуют определённого количества времени для их выполнения, поэтому творческие задания задаются приемущественно на дом, и так же по желанию учащихся.

На наш взгляд наиболее эффективными являются разноуровневые  задания по уровню трудности, объёму учебного материала и степени самостоятельности, определить это удалось в ходе проверки работ учащихся, а так же после проведения повторной диагностики, по её результатам.

2.3. Анализ опытно-практической работы

Проведённая нами серия уроков (в количестве шести), была направлена на апробацию технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики. Данные уроки опирались на результаты первого этапа опытно-практической работы. Мы считаем, что проведённые уроки с использованием технологии разноуровнего обучения  способствуют формированию предметных результатов таких как, усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Чтобы выявить степень достижения предметных результатов, нами была проведена повторная диагностика учащихся 3 «А» класса (Прил. 18-19).  Целью данной диагностики является - изучение динамики формируемых предметных результатов по математике. Диагностика составлена нами на основе рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Работы учащихся с начальной и повторной диагностикой вложены в их портфолио с целью фиксирования результатов на соответствующем этапе обучения.

В работу, предложенную учащимся,  были включены задания, направленные на проверку предметных результатов, которые должны быть сформированы к концу 3 класса, также добавлены 2 дополнительных задания по материалу, изученному за курс третьего класса.

Использование разноуровневых заданий на уроках позволило скорректировать  предметные умения.   Умения, проверяемые в заданиях № 1 - 5 повторной диагностики, аналогичны заданиям начальной диагностики. Анализируя средний балл по каждому из этих заданий, можно сделать вывод, что данный показатель при повторной диагностике  выше, чем при начальной. (Прил. 24)

В результате проведения повторной диагностики  были получены следующие результаты (Прил. 20). В соответствии с критериями оценивания уровня предметных результатов (Прил. 10)  на базовом  уровне с предложенной работой справились  14% учащихся, на повышенном – 43%, на высоком  - 43%. (Прил. 23) С максимальным результатом 100% работу выполнили 10% учащихся (Прил. 21).

В результате повторной  диагностики справлемость (задание выполнено полностью)  учащихся с заданиями, направленными на проверку предметных умений распределилась следующим образом:

·  умение искать ошибки при выполнении вычислений, анализировать их причины (баз. ур.) – 90% (без изменений с уровнем начальной диагоностики)

·  умение выполнять арифметические действия (баз. ур.) – 90% (+40% к уровню начальной диагностики)