Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах, страница 10

В своей педагогической практике технологию разноуровневого обучения Елена Валентиновна применяет давно и за долгие работы в школе убедилась в её эффективности. Кроме получения высоких образовательных результатов (согласно результатам текущей и итоговой аттестации), данная технология позволяет реализовать индивидуальный подход к ученику, снять его тревожность, поддерживать его учебную мотивацию (согласно диагностического обследования учеников школьным психологом). Всё это позволяет любому ученику быть успешным. Технологию разноуровневого обучения Елена Валентиновна применяет ещё и потому, что содержание УМК в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволяет это сделать.  

В своей практике Елена Валентиновна использует следующие виды заданий:

ü  задания разной степени сложности

ü  задания разной степени самостоятельности

Выбор Еленой Валентиновной именно этих видов заданий обусловлен тем, что темп работы и способности у учащихся класса разные, а данные виды заданий направлены на удовлетворение образовательных потребностей на доступном для учащихся уровне.

Также учителем было отмечено, что, несмотря на свою эффективность, технология разноуровнего обучения достаточно нечасто применяется учителями начальных классов, т.к. требует особой организации работы учащихся на уроке и наличие разнообразных дидактических средств обучения. Эффективная реализация данной технологии под силу опытному профессионалу, владеющему методическими приёмами этой технологии и располагающему достаточным объёмом раздаточного наглядного материала для учащихся: карточек-опор, схем, таблиц-помощниц, справочников, разных видов алгоритмов для работы над разными видами заданий.

Проанализировав рабочую программу учителя Сахаровой Е.В., составленную на основе авторской программы курса «Математика» Э.И. Александровой (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова), мы   выяснили, что к концу обучения в третьем классе у учащихся будут сформированы предметные результаты двух уровней (базовый и повышенный). Мы ознакомились с планируемыми предметными результатами по математике за 3 класс, что нам необходимо для планирования практической части нашей работы.

Предметные результаты двух уровней  возможно достичь с помощью использования УМК.

Нами проведён анализ УМК по математике Э.И.Александровой системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова 3 класс (учебник «Математика» в 2-х частях и тетради на печатной основе в 2-х частях). (Прил. 2 – 6)

Цель анализа: выявить различные виды заданий по достижению предметных результатов с использованием технологии разноуровневого обучения.  Материал учебника Э. И. Александровой направляет ученика на интеллектуальный поиск решения. Все задания, содержащиеся, в учебнике нацелены на то, чтобы развить речь ребенка, внимание, научить думать, рассуждать, исследовать, общаться как со сверстниками, так и с взрослыми [19]. В результате работы нами определены следующие группы заданий: задачи, уравнения, числовые выражения, геометрические задания, задания с именованными величинами. Задания каждой группы представлены в достаточном количестве, для каждого уровня (базовый, средний, повышенный) [15], но прослеживается дефицит заданий по разделам «Величины»,  «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Исходя из анализа УМК можно сделать вывод, что учебник и печатные тетради позволяют в полной мере реализовать технологию разноуровневого обучения, способствующую формированию предметных результатов у младших школьников. Печатные тетради дополняют задания учебника. С помощью заданий тетради учитель может организовать самостоятельную работу учащихся, что позволяет полнее реализовать технологию разноуровневого обучения.

Для того, чтобы выявить степень сформированности предметных результатов, нами была проведена начальная диагностика учащихся 3 «А» класса (Прил. 7 – 8).  Диагностика составлена нами на основе рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО..