Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете

Страницы работы

Содержание работы

 1. Догмат. Теологичность. Богооткровенность. «Догмат» - греч., «докейн» = «думать, считать, полагать»; «де­дог­ми» = «решено, установлено». Платон, Сенека – нормы справедл­ивости, нравственного закона. НЗ = два смысла = 1) Лк.2:1 – указ кесаря Августа о переписи + Деян.16:4 – Постановления 1-го Иерус.Ап.Соб. 51г. 2) Кол.2:14; Еф.2:15 «догмат» - хрис­тианское учение во всей полноте (до нач. IV в. Иустин Фил., Климент Алекс., Ориген); с IV в. Кирилл Иер., Гр. Нис., Ин. Златоуст – начало систематизации христ. уч-я, вводится раз­ли­чие вероучительных (догматов) и нравоучительных ис­тин. Далее, догматы – вероучительные истины, обсужда­е­мые и утверждаемые на Вселенских Соборах.

Теологич­ность (вероучительность) – свойство догматов по содер­жа­нию, что говорит о гл. предмете = о Боге, о Его до­мосторо­и­тельстве, а чел-к и мир лишь по отно­шению к Богу, эти ис­тины стоят выше чел-ка опыта и возвести их в степень дос­то­верности может только Бож-е Откровение. Богооткровенность – сво-во догматов по способу их полу­чения = результат Бож.Откровения (принцип-е отличие от научных и фил-х истин = отно­сительны, а догматы Бож.От­кр-я = абсолютны, не­из­менны). Гал.1:1-12 = «Возвещаю вам, братия, что Еванг… я принял не от чел-ка, но через откр. И.Х.»м = догмат есть Богооткровенность, вероуч. истина, преподан. И.Х. и проповед. Апостолами.

2. Догмат. Догмат – теологическая богооткровенная ис­тина, определяемая и преподаваемая Церковью как непрере­каемое и обязательное для всех верующих пра­вило веры. Цер­ковность – сво-во догматов по способу их существо­ва­ния = только Вселенская Церковь может за той или иной христ-й истиной веры признать догм-й авторитет и значение (догмат основан на Откровении, дарованном Церкви, а не от­дельным лицам, которая хранит и распространяет Откр-ие через Предание, она есть «столп и утв-е истины», только она правильно ис­толковывает и устанавливает за истиной Откр. значение догмата).

Законообязательность (общеобязательность) – харак­тери­зует отношение христианина к догмату и его содержанию. 1) формально через Церковь, обязанность, дисциплина, иначе не христианин. 2) сотериологическая законообязанность, т.к. догматы необходимы для спа­се­ния, т.е. догматическое со­з­нание определяет ход внут­ренней духовной жизни (прп. Силуан Афонский), защи­щает от ересей.

3. Бож. Откровение = «то, что Сам Бог открыл чел-кам, дабы они могли право и спасительно веровать в не­го, и достойно чтить Его» (ПК=правосл-й катихизис свт. Фи­ла­рета, с.7). В ВЗ Бог постепенно открывал людям знания о Себе, в НЗ мы имеем завершение и исполнение ВЗ-откро­ве­ния в лице И.Х., Который «в полноте и со­вер­шенстве принес на землю Окровение Божие» (ПК, с.8); Евр.1:1-2 «Бог, мно­го­кратно и многообразно, говоривший издревле отцам в про­роках», т.е. И.Х. открыл нам все необходимое для спасения, т.к. Он сам Бог, Сын Божий «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»(Мф.11:27) = во Христе Откровение не фрагмен­тарно, а целостно, т.к. во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе = «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).

Естественное богопознание = 1) путь космоло­ги­че­с­кого умозаключения = через со­зер­цание тварного кос­мо­са уразу­меваем Творца и прмыс­ли­теля «небеса пропове­ду­ют славу божию, и о делах рук Его возвещает твердь» (Пс.18:2), «вечная сила Его и Бо­же­ство, от со­з­да­ния мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20) + 2) = путь самопознания = уму свойственна мысль о сущес­т­во­вании Бога, внутри нас есть голос совести и нравст­вен­ный закон, мы стремимся к благу, к блаженству, история чел-ва не есть цепь случайностей, а управляется Промыс­лом.

4. Богодухновенность Свящ.Писания = по опр. ПК, с. 11 Свщ.Писание есть «книги, написанные Св.Духом че­рез ос­вящ-х от Бога людей, называемых Пророками и Ап-ми, наз. Библией (книги)» = отличительный признак Свщ. Пи­са­ния является богодухновенность (единственный их автор Сам Бог), но Св.Дух не есть лишь «цензор», ни лю­ди не есть пишущие «автоматы», а Бог вдохновляет ав­то­ров священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и нравственное содержание книг, но лич­ная самостоятельность чел-ка не устраняется, это твор­че­с­кий процесс, напряженный интеллектуальный труд, чел-к выступает в роли соавтора = библ.книги разнятся по сти­лю и языку, по индивидуальным особенностям авто­ров (книги свв. Отцов и гимнография не богодухновенна = субьект творчества чел-к, а Бог вдохнов­ляет) = «рас­су­ди­лось и мне, по тщательному исследованию, по порядку описать…» (Лк.1:3).

Две стороны Свящ. Писания: 1) Св.Писание заклю­ча­ет в себе Богооткровенную Истину; 2) истина выражена на языке людей опр. культуры и эпохи. Богооткровенаая Истина отно­сится только к веро- и нравоучительным истинам, но не оз­на­чает непогрешимости Библии с точки зрения естественных и исторических наук.

5. Священное Предание = форма сохранения и рас­про­странения Церковью своего учения, т.е. Бож.Откро­ве­ния. Свящ.Предание освящено авторитетом Свящ.Пи­са­ния «стой­те и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15), «О, Ти­мо­­фее! Предание со­храни» (1Тим.6:20), «Хвалю вас, бра­тия, что вы все мое по­м­ните и держите предание так, как я передал вам,… ибо я от Самого Бога принял то, что и вам передал» (1Кор.11:2,23). Церковь получила Предание от Ап-ов, они от Христа, Он от Бога (по Тертуллиану) – не­раз­рывная цепь о поколения к поколению, а разрыв с Преданием = отпадение от Бога. Но это нечто большее, чем передача информации, ибо чтобы понимать, надо иметь знание о Боге, т.е. иметь личный опыт богообще­ния.

Три уровня Св.Предания:

1) личный опыт бообщения на основе св. книг, икон, мо­щей, молитвы, богослужений, канонич-х правил;

2) личный пример св. отцев, опыт их духовной жизни «под­ра­жайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16);

3) действие Св.Духа, учение Христа постигается только в све­те Божественной благодати «никто не  может назвать И.Х. Господом, как только Духом Святым»(2Кор.12:3) = ис­тинно исповедать Христа может только сердце во Святом Духе (прежде всего церковные таинства). До револ. Свящ. Предание и Писание противопоставлялись, как две формы Бож. Откровения (катихизис Филарета, с.10) = латинское схоластическое влияние, что предание лишь некая сумма информации о Боге и дух.жизни, но в православии  = это жи­вой опыт богообщения и богопознания. Протестанты во­обще не признают Предание и именно в противовес Като­лики на­с­таивают на двух параллельных источниках вероучения, ко­т-е содержат не всю бооткров-ю истину, а часть. Свщм.Ириней Лионский (2-й в. Р.Х.) = Предание тождественно НЗ. Архим. Софроний (Сахаров) уч-к Силуана Аф. в сер. 20 в. = «Пре­дание объемлет жизнь Ц. настолько, что само Писание есть лишь одна из форм его»(для удобства сохранения и Поль­зо­вания), свт. Филарет = «Писание –упроченный вид Пре­да­ния». Лосский = «Предание есть жизнь Св.Духа в Ц.», т.е. это вечно живая память Церкви, это = преемственная пе­ре­дача богооткровенной истины, источник вероучения, неот­ли­чимо от Бож.Откровения, память Ц. со дня 50-цы. Свящ.Писание – одна из форм свящ.Предания, но есть и иные формы, кроме библейских книг =  формальное пре­да­ние = 1) символы веры; 2) ап.правила и каноны; 3) опр. Вс. и некот. Пом. Соб.; 4)литургика, иконопись, гимнография и т.д.; 5) муч.акты и жития святых; 6) древние церковные ис­тории; 7) творения св.отцов и уч-й Ц.; 8) богослуж.церковная практика, обычаи благочестия, традиции.

Похожие материалы

Информация о работе