Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 13

36. Бытие злых духов = а) Действительность бытия злых духов откуда в мире зло? Ответ дает И.Х. - "Отче наш" заканчивается про­шением избавить нас от лукавого. Лукавый не есть нечто, не есть сущность, это некто, не­ко­торая личность =  зло есть не природа, а состояние природы, состояние воли, ложно направленной по отношению к Бо­гу: личные, свобод­но-разумные бесплотные существа, по со­б­ственной воле отпав­шие от Бога, сделавшиеся злыми, обра­зовавшие враж­дебный Богу мир.  Быт.гл.3 - искушение пра­родителей; (Лев.гл.16) о злом духе Азазелле; (Втор. 32:17) о языческих жертвах, приносимых бесам. Мир де­монов не есть хаос, имеет четкую организацию и ие­рар­хию. Господь называет мир падших духов царством (Мф. 12:26). Единоличный глава этого царства: сатана ("са­тан" евр.-"противящийся"), диавол (греч. "кле­ветник"), Веельзе­вул - князь бесовский (название ханаанского божества упо­минается в 4Царств), "древний змий", "дракон". Господь Ии­сус Христос (Ин.12:31) наз. "князем мира сего", Павел (2Кор.4:4) наз."богом века сего", (Еф.2:2) "князем, гос­по­д­ствующим в воздухе", И.Х. главу царства падших духов прямо называет "врагом" (Мф.13:24-25). Их падение, их число = Бог "Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд. 6). И.Х. (Лк.10:18) "видел сатану, спадшего с неба, как молния", И.Дам.:" с ним ниспало бес­численное множество подчиненных ему ду­хов". Каково число падших духов, мы не знаем, также как не знаем, каково число ангелов вообще, не знаем мы и как соотносится их число с числом ангелов добрых. диавол является начальником зла и греха в мире:"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол со­гре­шил" (1Ин.3:8). Сущность их падения (Сир.10:15) "начало греха — гордость".в)Место обитания злых духов =  "ад", "пре­исподняя" или "бездна", но есть и другие места, "воз­дух" (Еф.6:12) о сатане как о князе, господствующем в воз­духе, в ВЗ название "поднебесная" (Иов.1:7). Отрицние бы­тия злых духов как личностных существ неизбежно при­водит к отри­цанию грехопадения и Искупления, Ио­анн Кроншт.: "Упорное неверие в бытие злых духов есть насто­ящее беснование, ибо идет наперекор Божественному От­крове­нию. Отрицающий злого духа человек уже погло­щен диаволом". г)Искажение природы = они обла­дают об­ширным ведением, отчасти ведением будущего, значитель­ным могуществом, силой.  Как су­щества личностные они ве­руют в Бога и трепещут (Иак.2:19),  к Богу и Его творению имеют ненависть, к человеку зависть: "Завистью диавола во­шла в мир смерть, и испытывают ее все, принадлежащие к уделу его" (Прем.2:24). И.Х., что диавол - "чело­векоубийца от начала" (Ин.8:44), и "отцец лжи", как онтологическое свой­ство, как полная противоположность истине, поэтому выбирать между добром и злом они уже не способны – пока­я­ние для них невозможно.

37. Злобная деятельность падших духов в мире =  очень "трудолюбивы" в стремлении распрост­ранить свое цар­ство, например, в искушении прародителей, в установ­лении ду­ховной власти над земными царствами, (Мф.4:8-9)  власть над земными царствами принадлежит сатане, иначе Господь не назвал бы его "кня­зем мира сего", сильное сред­ство для распростра­нения царства падших духов является язычество, (Пс.105:37) язычники приносили своих сыновей и доче­рей в жертву бесам + сатанинские учения, теософия, ок­культизм, ереси и расколы в Церкви, гонения на Цер­ковь та­кже инспирируются духами злобы, Спасителя сатана ис­ку­шал Его в пустыне, использовал в своих целях книж­ников, фарисеев, пытался действовать через апостола Пет­ра (Мф. 16:23), сатана овладел Иудой (Ин.13:27),прротивод-вуют распространению Евангелия  (Мф.13:24-30) притча о п­ле­ве­ла, царство сатаны усилится при конце мира, когда (Откр.20:7) сатана будет освобожден из своей темницы. Писа­ние, говоря об обращении язычников в христианство, обыч­но называет его "обращением от власти сатаны к Бо­гу" (Деян.26:18), "У неверующих бог века сего ослепил умы" (2Кор.4:4), сатана может принимать вид Ангела све­та, т. е. зло может действовать и под видом добра, следст­ви­ем воздействия злых духов могут быть слепота, глухо­та, немота (Мф.9:28,32), беснование, например, с гадаринскими бесноватыми, которые совершенно не владели собой (Мф. 8). Бесы могут воздействовать и на внеш. благополучие че­ловека: пример многострадального Иова, эпизод с гада­рин­скими свиньями.е) Ограничение Богом злой дея­тель­но­с­ти падших духов =  попускает и ограничивает. Почему Бог попус­кает злым духам действовать в мире и искушать человека?  И. Злат.:«по великой попечительности о нас, ибо если бы лу­кавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и от­вергаешь средства к дос­ти­жению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, пото­му что если мы захотим, можем приобрести для себя мно­го и добра, конечно, против его воли. Когда лука­вый ус­тра­шает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда по­знаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Ограничивает, прп. Серафим Саровский:"Бу­дучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъят­ным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить зем­лю, если бы Божественная благодать не делала бы бессиль­ным их ненависть против Божия творения" + "Именем Моим будут изгонять бесов" (Мк.16:17), пост и молит­ва: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9:29), "Трезвитесь и бодр­ствуйте" (1Пт.5:8). + по­чи­та­ние Животворящего Креста, участие в церковных таинст­вах, использование святой воды…