Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 16

42. Свойства души человеческой = определение чел-ой души И.Дам.: "Душа есть сущ­ность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей приро­де телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая опре­деленной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чув­ства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистей­шая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способно­стью хотения и действования. Она доступна изме­нению со сто­роны воли". Духовность: Писание говорит о духовности души (слова дух и душа в Писании взаимоза­ме­няемы): "Дух бодр, плоть же немощна" (Мк.14:38),"Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2: 26). Максим Исп.: "Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы назы­ваем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетлен­ного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нете­лесный и нетленный, т. е. чуждый всякой ве­щественности". Самостоятельность души тесно связана с духовностью, с отличи­ем от тела = душа есть особая суб­станция, отличная от тела, а не продукт высшей нервной деят-сти человека, не вторичное производное, от жизни тела (= мнение о душе как форме высокоорг.материи в диамате, среди античных врачей были широко распростра­нены матер.взгляды), Блж.Феодорит: «благосостояние те­ла не составляет существа души, но при благосостоянии те­ла существо души обнаруживает свою мудрость». Раз­ум­ность, самосознание: самост-сть проявляется в способ­нос­ти самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от видимого мира =  возможно покаяние =  осознании нетождественнос­ти самого себя и своих посту­п­ков,  на способности самосознания основаны неоднократ­ные при­зывы Писания проверять самого себя: "Да испы­тывает же себя чело­век" (1Кор.11:28), "Испытывайте самих себя, в вере ли вы" (2Кор.13:5). Разумность = способность позна­ния, веры, дар сло­ва, речи. Бессмертие: Душа есть существо простое и несложное, не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на состав­ля­ющие части. В НЗ вера в бессмертие чел. души выражена совершен­но ясно. В ВЗ бессмертие у Моисея, бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли, И.Х. (Мф.22: 32):"Бог не есть Бог мертвых, но живых" =  патриар­хи не исчезли бесследно, а у Бога они продолжают существо­вать, явным образом вера в бессмертие души выра­жена у Моисея в (Быт.37:35) слова патр. Иакова о смерти Ио­си­фа: "с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю". Сво­бо­да: это характе­ристика не души, а личности, состоящей из души и тела, свобода в двух смыслах: о психолог-ской и о нрав­ственной (духовной); Прав. антр-гия две воли: фи­зи­ческую (способ­ность желать и действовать), волю гно­мическую способность избирать одни жела­ния и отвергать др.). Бог является совершенно свободным Существом, Он все­гда является таким, каким хочет быть, и всегда дейст­вует та­ким образом, каким желает; ничто Ему не препят­ст­вует, ника­кая необходимость, ни внутренняя, ни внеш­няя, над Ним не довлеет, такая свобода называется сво­бо­д­ой нравственной, ду­ховной. У чел-ка формальная (психо­логическая) свобода — это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предме­ты, избирать тот или другой путь:"Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло"(Втор.30:15), она сохраняется у че­ло­века и после грехопадения, она сохраняется даже в аду и не является признаком совершенства. Любой выбор всег­да свя­зан с некоторым несовершенством: незнанием, сом­не­нием, ко­лебанием. Сама по себе способность выбора еще не делает челове­ка свободным, потому что желания чело­ве­ка и его возможности не всегда совпадают. Человек часто же­лает того, чего не может осуществить, и наоборот, нере­д­ко вынужден делать то, чего де­лать не хочет. "Доброго, ко­торого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:19-23) = путь к подлинной свободе лежит через освобож­дение от тирании греха и от власти при­родной ограни­чен­ности, которая, сама по себе не являясь гре­хом, является следствием грехопадения: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сде­лает вас свободны­ми"(Ин.8:31-32),  Павел говорит: "За­кон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от за­ко­на греха и смерти"(Рим.8:2), "Где дух Господень, там сво­бо­да!" (2Кор.3:17) = через соединение с Богом, человек при­общается к той свободе, которой обладает Бог, обре­та­ет свободу, освобождаясь от власти греха и от природной необходимости.