Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 8

25. Творение мира не от вечности, а во времени или вместе со временем = Учение Оригена, что творение сове­чно Твор­цу не находит подтверждения в Писа­нии, где го­ворится, что творение не совечно Богу: "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты — Бог". (Пс.89:3), "И ныне прославь Ме­ня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Те­бя прежде бытия мира" (Ин.17:5), а иначе: 1) Бог сущ-ет во времени и не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурд­но; 3) имело место два творения: сна­чала было сотворено время, а потом весь мир. Свт. В.В.("Шестоднев"Быт.1:1) "в начале" = "Как начало пути — еще не путь, так и начало времени — еще не время". Время у Августина = "Ибо, что такое время, как не равная, преемственная и последователь­ная перемена" = нет тварного изменчивого бытия, то нет из­менений, нет и времени. Время =  длительность, про­цесс, составляющие: прошлое, на­стоящее и будущее. Но начало, т. е. первое мгновение - создание мир, неделимо, оно вне длительности и вне времени. Возникнув, тварный мир, как созданный из ничего, начинает изменяться - это порождает время. Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но время бу­дет иметь и конец = (Откр.10:6) =  мир придет в такое со­с­то­яние, когда "времени уже не будет" =  тварь приоб­щи­тся вечности, но эту тварную вечность, имеющую начало не есть вечность.ю Божественная =  тварная вечность сущест­во­вания мира соразмерна времени. По словам автора Corpus Areopagiticum ("О Божественных име­нах"), тварная вечность есть "неподвижное время или вечно длящееся мгновение". Между тварной вечностью и временем можно установить некоторое соответствие, в то время как веч­ность Божественная со временем несоизмерима.

26.Участие всех лиц Пресвятой Троицы в деле тво­ре­ния. Образ Божественного творения мира = Вопрос об участии Лиц Троицы в творении есть частный случай уче­ния об образе откровения Троицы в мире. Писание = в творении мира участвует вся Троица, как Творца мира + участие в творении мира каждого Лица Трои­цы: "В нача­ле сотво­рил (бара – ед.чи.сле) Бог (Елогим – мн.чис.) небо и землю" (Быт.1:1), «…сотворим человека по образу Наше­му»(Быт. 1, 26). "Словом Господа (2-е Лицо) сотворены не­бе­са, и Ду­хом уст Его (3-е Лицо)— все воинство их" (Пс.32:6), Бог-Отец как Творца мира: "у нас один Бог Отец, из кот-го все" (1Кор. 8:6).  Сын как Творец мира: "Все через Него на­чало быть(речь о Логосе), и без Него ничто не начало быть, что начало быть"(Ин.1:3) + "образ Бога невидимого, рож­ден­ный прежде всякой твари; Ибо Им создано все, что на небе­сах и что на земле, видимое и невидимое"(Кол.1:16). О Св. Духе: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над без­д­ною, и Дух Божий носился над водою"(Быт.1:2) "но­сился" = действие, по­рождающее жизнь, а не перемещ. в простр-ве,"Дух Божий создал меня, и дыхание Вседер­жи­теля дало мне жизнь" (Иов.33:4),"Пошлешь Дух Твой — созидаются" (Пс.103:30). Дух Святой, по уч-ю отцов, Тот, Кто усовер­ша­ет творение +  Творец новой твари: "Кто не родится от воды и Духа, не; может войти в Царствие Бо­жие" (Ин.3:5). Отец – Виновник, Сын – Зиждитель, Дух – Совершитель = (свт.В.В."Слово о Св.Духе" и Гр.Бог.,34-е"Слово"). Свт. В.В. =  не­допустимо мыслить Сына и Духа как некоторые слу­жебные орудия, смотреть на Них как на подчиненных Отцу деятелей, неприемлема мысль, что действие каждого Лица Троицы является несовершенным = каж­дое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования = "Распределение" деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, кот-й именно так, а не иначе, восхотел создать мир: "Если Отец созидает через Сына, то этим ни зижди­тель­ная сила в Отце не предс­тавляется несовершенной, ни действие Сына не признается бессильным. И у Сына не недос­та­то­чно созидания, если не совершено Духом. Отец хочет тво­рить через Сына и Сын хо­чет совершать через Духа".