Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 14

38. Происхождение всего человечества от Адама и Евы = Чтобы утвердить единосущие всех людей между собой, догматически важно доказать происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода = на этой истине, в свою очередь, основывается учение о первородном грехе и об Искуплении: "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, по­тому что в нем все согрешили,…как преступлением одного всем человекам осуж­дение, так правдою одного всем человекам оправдание к жиз­ни" (Рим.5:12,18). Каль­ви­нист из Бордо по имени Исаак Пеер предложил учение, которое получило наименование "преадамизм": 1) на шестой день были сотворены язычники. Язычники согрешили че­рез нарушение естественного закона и также были под гре­хом; 2) во 2-й главе повествуется о творении восьмого дня, когда особым актом были сотворены Адам и Ева как родоначальники ВЗ-церкви; аргументы = 1) Каин опаса­ет­ся, что его могут убить, 2) Каин женился, 3) Каин построил город в земле Нод = наряду с Адамом и Евой и их непо­сред­ств. потомством сосущ. и др. люди. Но христ-ская эк­зе­геза ут­верждает, что Писание говорит лишь о персона­жах несущих смысловую нагрузку = возможно были и др. дети у Адама и Евы, кроме Каина, Авеля и Сифа.  Каин родился на 30-м году от сотворения Адама, а Сиф — на 230-м году =  могло народиться столько людей, что они могли заселить не один город. Др. аргумент преадамистов: в родословиях сынов Ноя (Быт.10) упомин.только пред­ставители белой расы, т. е. семиты и индоевропейцы, но  в (Быт.10:6-7) упомин. Хуз-эфиоп = негроид + некий Магог, кот.считают монголоидом. Преадамизм несостоятелен: (Быт.2:5): "Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделы­вания земли","Но для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт.2:20),"И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт. 3:20) = до сотворения Адама никаких других людей не было. Писание не дает никаких оснований для гипотезы Пеера, в XVIII в. преадамизм  трансформировался в полигенизм (Руссо, Вольтер, Гельвеции и др): на земле существует несколько человеческих видов, кот. отличны друг от друга, как  виды животных, имеющие различное проис­хождение и различных родоначальников, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т. п.), различие языков, данные палеонтологии и т. д., но убедительных аргументов нет,  умственные способности у лю­дей всех рас и национальностей практически не отличаются, анатомия и физ-логия одинаковы, представители всех рас способны вступать в смешанные браки. Психология тоже не находит существенные различия рас, тоже и сравнительное языкознание. Полемика с полигенизмом имеет и нравственное значение, т.к. на основе полигенизма строятся разные античеловечные учения типа расизма, национал-социализма и т.п.

39. Мнения о происхождении души: предсуществование, творение, рождение = Вопрос о происхождении душ в догматике точно не решен, относится к богосл.мнениям. Существует три теории. Первой по времени является теория предсуществования душ, известная еще в язычестве, развитая Платоном,  христ-ве усвоенная Оригеном: все души созданы Богом од­новременно при самом начале творения, и с тех пор существовали в невидимом мире как чистые духи, «падение» сделало необходимым для них очищение, для этого они посылаются на землю, соединяются с телами, в зависимости от своего нравственного состояния обре­каются на неодинаковую участь в условиях земной жизни. Церковь осудила это мнение на V Вселенском Соборе: «Церковь, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена». Вторая теория, творение душ Богом: душа творится Богом из ничего в то самое время, когда образуется тело. Защитниками этого мнения были Ириней, Златоуст, Кирилл Алекс-й, Блж. Феодорит, Бл­ж. Иероним и др., приводили слова Екклесиаста: «И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его» (12, 7), пр. Захарии, что Бог есть созидаяй дух человека в нем (Зах.12:1) и Ап.Павел наз. Бога Отцом духов в противоположность плотским родителям. Эта теория легко  объясняет качественное разнообразие душ, неодинаковость душев­ных талантов у разных людей, рождение в разные времена людей с выдающимися дарованиями - души творятся Богом по Его премудрым целям. Но мысль о новом творении душ из ничего противоречит Писанию о том, что в день седьмой Бог почил от всех дел Своих +  этим мнением творческая воля Божия ставится в зависимость от действия чел-ких страстей (плотской похоти) и даже от рождения детей по преступным связям + необъ­ясним переход первородного греха от родителей к детям, раз каждая душа есть новое творение Бога.  Мнение о непосредственном творении человеческих душ Богом нашло себе сторонников у римо-католиков и явилось основой для догмата о непорочном Зачатии Божией Матери, а вместе с этим и само получило значение догмата. Третье мнение о рождении душ: души переходят преемственно от родителей к детям, когда образуется принадлежащее той или другой душе тело, от душ родителей отделяется некое душевное семя для образования новой души. Высказанное впервые Тертуллианом это мнение приняли многие как на Востоке, так и на За­паде, т.к. согласуется с Писанием, Моисей о рожд. Адамом Сифа: «И роди сына по виду своему и по образу своему» (Быт.5: 3) = Сиф есть сын Адама и по телу, и по душе. Спаси­тель говорит, что рожденное от плоти плоть есть, а рож­денное от духа дух есть. Отсюда можно выводить, что человек рождается от родителей и по телу, и по душе -  по­л­ное согласие с церк.уч-ем о наслед-ии прароди­т.греха, со схо­д­ством детей с родителями и в совершенствах, и в не­до­статках, но есть и возражения: бывают случаи порази­тель­но­го несходства детей и родителей; в душе отсутствует соз­на­ние способности произ­водить из себя другую душу; почему  передается  только первородный грех, а грехи личные нет?; от  чьей души  происходит душа ребенка, мужа,  или же­ны,  или обоих вместе,  как это согласовать с однососта­в­ностью души? В Прав. Церкви после V Вселенского Собора преобладающее значение получила теория творения душ Бо­гом, но она должна быть восполнена теорией происхож­де­ния душ от душ родителей: душу, в смысле жизненного на­чала, одушевляющего тело, — духовную природу - мы получа­ем от родителей в момент зачатия тела, но личность и индии­видуальность, в смысле качественного сочетания духовных сил и способностей, мы получаем от Бога, души по своей природе не творятся в каждом отдельном случае Богом, а происходят от душ родителей. Сила продолжения рода, данная людям благословением Божиим: раститеся и множи­теся, дарована им для воспроизведения подобных себе не толь­ко по телу, но и по душе. Однако каждая душа не есть только простое повторение или сложение предшествующих личнос­тей, но есть новая, неповторимая личность, новая форма об­раза Божия. Отсюда величайшая ценность каждой души. Каждая душа, пришедшая в мир сей, получает особое благо­словение Божие, дар Божий.