Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 24

59. Преблагословенная Дева - Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Приснодевство. Богородица = Уч-е о Пр.Деве как о Богородице догматич.закреплено на III Вс.Соб.в оросе «потому что воплотился и вочеловечился Бог Логос», отказ от этого наименования ведет к отрицанию реальности Боговоплощения (несторианство) = это наи­ме­но­вание есть следствие уч-я об ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств (communication idiomatum) = Дева мария родила Христа, но не Божескую природу, а ро­дила Бога Слова по чел-ву = Богородица, т.к. субъект рожде­ния (воплощения=бессеменного зачатия и девственного рождения) есть Сын Божий = от Девы Марии рождается не «что», а «Кто», не природа, а Ипостась Бога Слова, Которая воспринимает в единство Своего Лица совершенную чел-кую природу. Поскольку св-ва двух различных природ от­носятся к единой Божественной Ипостаси Сына Божия, то можно говорить о рождении Бога ( как говорят о страданиях и смерти = теопасхистские споры, так и о невозможности Его умереть, т.е. неподвластности смерти) = все это следст­вие общения свойст = И.Дам.: «Св.Дева наз.Богородицей не только по причине Божеского естества Слова, но и по при­чине обожествления Его чел-кой природы»; наименование это богодухновенно, прав.Елизавета исповедала Пресвятую Деву матерью Господа (Лк1:43), «исполнившись Духа Свя­то­го» (1:41). Приснодевство = была Девой прежде Рож­де­ства, пребыла истинною Девой в Рождестве (родив безбо­лезненно и без нарушения девства) и осталась чистою Девою по Рождестве, не познав мужа во всю жизнь = это указано в ВЗ в (Ис7:14) = Ириней Лионск.: «чтобы возглавить в Себе Адама, Бог Слово Сам родился от девственной Марии» = особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывшаяся в бо­го­материнстве, по уч-ю Церкви, несравненно выше близости к Богу даже высших ангелов «Честнейшая Херувим…» = Она отдает себя исполнению Божией воли, т.е. зачатие Хрис­та не обусловлено никакой естественной необходимостью, вожделением, страстностью, стремлением к наслаждению, инстинктом продолжения рода «Се, раба Господня, буде Мне по глаголу Твоему»(Лк1:38) = не биологический про­цесс, а событие личностного порядка из добровольного пос­лу­шания Богу и упования на Него.

60. Понятие «спасение» = «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар»(Еф2:8), «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»(Флп2:12) = спасение синергично, оно предполагает соработничество чел-ка и Бога = объективная сторона: все что сделано для нашего спасения богом и не зависит от нас, это дар, мы сами этого сделать не могли; субъективная сто­рона: наши усилия, кот.нам необходимо приложить, чтобы даром усвоить спасение = когда мы говорим об искуплении, то это об объективной стороне спасения, единого уч-я в Пра­вославии нет; Искупление необходимо для нашего спасения, ибо весь ВЗ говорит, что естественной чел-кой праведности от закона недостаточно для спасения, а отношения между Богом и чел-ком после грехопадения помощи в спасении не дают, т.е. нужна особая Божия помощь в форме обновляю­ще­го воздействия на чел-кое естество; этимология слова «ис­купление» = «Христос искупил нас»(Гал3:13) = здесь «поку­пать на рынке», выкупил все наши долги перед Законом (стал Один за всех нас виновным), купил их у нас (всю вину нашу перед Богом) и пригвоздил ко Кресту Себя как их рукопись (Кол2:14) и на нем добровольно понес наказание за грехи наши («уплатил» Кровию и Телом); во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству бла­годати Его»(Еф1:7) = здесь «цена» освобождения преступни­ка от наказания или «выкуп» за свободу раба; таким образом подвиг И.Х. является искупительным, выкупом нашего нака­зания (смерти) = Он не должен был умирать (был безгрешен), но умирая за нас Сам, освобождает нас от смерти. Цель иску­п­ления = два измерения: положительное измерение Искупле­ния совпадает с целью творения, с замыслом обожения чел-ка и через него всего мира; отрицательное измерение Искупле­ния в устранении преград отделения чел-ка от Бога –

1) греха, как нарушения единства между богом и чел-ком;

2) прок­лятия, т.е. отчуждения чел-ка от Бога, как источника жизни;

3) диавола, т.е. от власти падших ангелов над чел-ком, как отпавшим от Бога;

4) смерти, т.е. без Бога и под властью диавола чел-к не может выйти из состояния греха и проклятия, а поэтому обречен на духовную смерть.

61. Пророческое служение Иисуса Христа = Бого­во­площение – начало обожения целостного чел-кого естества: «не воспринятое – не уврачевано»(Гр.Бог.), другой составляя­ющей нашего спасения является Искупление, куда входят также Учение Христа, Крестная Жертва, Воскресение и Воз­несение = чтобы воспользоваться плодами искупи­тель­но­го подвига Христа спасител - надо научить людей истинному боговедению и богопочитанию, чтобы возвестить людям волю Отца небесного о спасении мира - надо преподать лю­дям закон веры и благочестия  = надо учить самому и через учеников. Понятие о пророческом служении: 1) ВЗ-пророки по вдохновению свыше возвещали волю Бога «Аггей, вестник Господень»(Агг1:13), о Мессии как пророке будущего гово­рил Бог Моисею «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их»(Вт18:18); 2) Сам о Себе «один у вас Учитель – Христос, все же вы - братья»(Мф23:8), «Аз на сие приидох в мир, да свидетельствую истину»(Ин18:37); 3) ап-лы наз. Его проро­ком (Лк24:19) + «Свет истины, Котор. прсвещает всякого чел-ка, приходящего в мир»(Ин.1:9) + «народ дивился учению Его»(Мф7:28). Евангельский закон веры = Символ веры = Бог Троица = есть истинное боговедение открытое Господом чел-ву: «Бог есть Дух, поклоняющиеся Ему должны покло­ня­т­ся в духе и истине»(4:24) + тайна Прсв. Троицы, учение о Сы­не Божием приш. в мир ради спасения людей, о Духе свя­том, Утешителе и Освятителе + совершенное понятие о су­ще­с­­тве Божием (Бог есть любовь, к людям – любящий Отец = «От­че наш…», новые отношения и новое обращение «Авва» = в ВЗ нет) + полнота любви Бога к чел-ку: в Воплощении Сына Божия, в принесении Им искупит.жертвы, в сошествии Св.Духа для усвоения плодов Искупления, для просвещения и освящения + учение о назнач.чел-ка, о грехе, о покаянии, о пути спасения, о Ц.Б., о Церкви, о Суде, о конечных судьбах мира и чел-ка.