Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 6

20. Толкование уничижительных мест Св. писания о Сыне Божием = на эти уничижительные места ссылались ариане, отрицая единосущие Сына с Отцом, считая Сына создан­ным:  «Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня»(Ин. 14:28) =  учение о Троице (Отец виновник бытия Сына )+ христология (толкование на КП соборах 1166 и 1170гг. = в состоянии обожения Христос остается истинным Чело­ве­ком, и в этом отношении по Своему человечеству Он явля­ется меньшим, чем Отец). При этом отцы соборов ссыла­лись на слова И.Х. после Воскресения к Марии Магд. «Во­с­хожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу ва­шему» (Ин.20:17), где Христос имену­ет Своего Отца и От­цом и Богом одновременно - это двойное наименование есть различие естеств и после Воскре­сения = не упраздни­лось, уни­чижительных мест в Писании много – (Мф.20: 23) от­вет И.Х. на просьбу сынов Зеведеевых «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зави­сит, но кому уготовано Отцем Моим», (Ин.15:10) «Я соб­люл за­поведи Отца Моего и пребываю в Его любви» = цер­ковные экзегеты от­носят к человеческому естеству Спаси­теля.

21. Божество Св. Духа (свидетельства Нового Завета) = Святый Дух есть истинный Бог, а не без­личная сила, ко­т-й обладают Отец и Сын. Почему учение о Духе изложено более кратко объяс­няется свт. Гр.Бог. (слово 31): "Ветхий Завет ясно проповедовал Отца; а не с такой яснос­тью Сы­на. Новый — открыл Сына и дал указание о Божестве Ду­ха…Надлежало же, чтобы Троич­ный Свет озарял просве­т­ляемых постепенными прибавления­ми, поступлениями от славы в славу". Прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, в  Писании только одно =  (Деян.5: 3-4) ап.Петр обличает Ананию, который утаил часть от цены продан­ного имения: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу». Кроме этого имеются косвен. свид-ва о Божестве Духа = ап. Павел говорит о че­л. теле как о храме «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»(1Кор.3:16). В Писании Духу ус­во­яют­ся как и Сыну, бож. св-ва «Дух все проницает, и глубины Божий»(1Кор.2:10), "проницает" в смыс­ле "знает, постига­ет". Святому Духу усвояется способность и власть отпу­ще­ния грехов, это может совершать только Бог «Примите Духа Святаго: кому простите грехи тому про­стятся; на ком оставите, на том останутся»(Ин.20:22—23). Духу Свя­тому приписывается участие в творения мира = (Быт.1:2) о Духе Святом, носившемся над водами = не просто о мех. пе­ре­мещ. в простран­стве, а о Бож-ем творческом дейст­вии. Приписывая Св.Духу бож.св-ва, Писание нигде не по­став­ляет Святого Духа среди тварей, а сказано: «Все Писа­ние богодухновенно» (2Тим.3:16) =  александрийский бо­гослов Дидим Слепец): "Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно" + Ап.Петр, говоря о ВЗ-проро­чествах, замечает, что «их изрекали святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пт.1:21), т. е. Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Ду­хом Святым, тогда становится понятен аргумент Дидима, если мы называем богодухновенным Писание, кот-е инспирировано Св.Духом, то почему же тогда мы не можем называть Его Самого Богом?

22. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы =  Троицу мы исповедаем Единосущной и Нераз­дельной, что есть в ли­ту­ргич. практике Ц. (нач. возглас утрени). Единосущие = Отец, Сын и Святой Дух суть три самост. Бож. Лица, обла­да­ющих всеми бо­ж. совершенствами, это не три Бога, а Еди­ный Бог = Лица имеют единое и не­раздельное Божес­кое естество, нераздельно обладают все­ми бож. совершенст­вами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое Ли­цо Троицы обладает бож.ественным есте­ством в совер­шенстве и всецело, Писании слово "единосущный" не встреча­ется, хотя сама мысль о единосущии Божественных Лиц выра­жена ясно:«Я и Отец — одно»(Ин.10:30), «Я в Отце и Отец во Мне»(Ин.14:10), «Видевший Меня  видел Отца»(Ин.14:9), «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор.2:11) = представляет Духа Святого в том же положении к Богу, в каком дух чел. находит­ся по отноше­нию к чел-ку. Есть существенное различие учений о тро­ице в античной философии и в христианстве, у Плотина ипо­с­таси "единое", "ум" и "душа мира", во-первых, не мысля­тся как самостоятель­ные лица, а во-вторых, между ипос­та­сями имеет место отноше­ние соподчиненности. Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV сто­летии благодаря деятельности великих Каппадокийцев (В.Вел.,Гр.Бог.,Гр.Нисс.). Идею единосущия они обосно­вали путем упорядочения троичной терминологии: сумели точ­но определить смысл терминов: "сущность", "ипос­тась", "лицо". Долгие время не было различия между по­ня­тия­ми "сущность" и "ипостась".  Каппадокийцы отождест­вили термин "ипостась" с термином "лицо" +  ввели совер­шенно но­вое понятие "личность", понятия "сущность" — "природа" пользовались как равнозаменяемы и "ипостась" — "лицо" так же. Ипостась по отношению к природе есть образ, способ, форма бытия природы, а природа по отно­шению к ипостаси есть ее внутреннее содержание.  Лич­ность, ипостась, лицо нельзя мыслить в категориях при­роды, т. е. это не часть при­роды, а принцип ее сущест­во­вания, источник при­родных энергий, первоначало, из кот-го природа живет и дей­ствует. Личность всецело объемлет при­роду, заключает ее в себе, будучи сама способной свободно самоопределяться по отноше­нию к ней. Слово «единосу­щ­ный» может употребляться в двух смыс­лах. Например, мы говорим, что Христос единосущен Отцу по Божеству и еди­носущен всем нам по человечеству. В Троице ничего подобного нет, потому что там каждое Лицо содержит еди­ную природу во всей полноте. Каждая из челове­ческих ипостасей заключает в себе человеческую природу. Мы го­ворим, что все люди единосущны между собой, что каж­дая человеческая ипостась содержит одну и ту же, тож­де­ственную природу, но понимаем тождество природы как тождество ка­чественных характеристик природы. В то же время каждое человеческое лицо есть индивидуум, который отделен от дру­гих индивидуумов, имеет свое собст­венное действие, отличное от действия другого, имеет свои желания, которые не совпадают с желаниями других. В Бо­ге все совсем по-другому. Там единая Божественная при­ро­да неделимо пребывает в каждой из Ипостасей. Каждое Лицо заключает в себе единую природу без всякого ее раз­деле­ния. Таким образом, единосущие по отношению к Богу обозна­чает тождество бытия. Единосущие Лиц Прев. Тро­и­цы св. Иоанн Дамаскин опре­деляет как "тождество воли, действий, силы и движения". Оче­видно, что у людей этого тождества действий и силы мы не наблюдаем. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка от­дает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом пол­но­с­тью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в люб­ви друг с другом. Жизнь Божеств-ых Лиц есть взаимопро­никновение, так что жизнь одного ста­новится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Тро­ицы осуществляется как лю­бовь, в которой собствен­ное существование личности отожде­ствляется с самоотда­чей.