Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 26

2) очищение от греха: нам открыта возможность освободи­ть­ся от греха = всеобъемлющая сила очистительной жертвы Христовой, нет такого греха, который не мог бы  быть очи­щен силой жертвы Христовой, лишь бы человек через по­ка­я­ние и личный подвиг выразил свое явное и свободное жела­ние (волю) освободиться от греха «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»(1Ин.1:9); 3) при­ми­рение с Богом: восстановление союза «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего И.Х.» (Рим.5: 11), «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане свя­тым и свои Богу» (Еф.2:19), люди становятся «сынами Бо­жиими» - это выражение многократное в НЗ, об этом союзе молился Господь в Первосвящ.молитве «Да будут все едино: как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Значение ее по отношению к следстви­ям грехопадения, дарование полноты благ = 4-е следст­вия: грех, проклятие, диавол, смерть = грех побежден в акте Боговоплощения, Господь не воспринял заразы первород­ного греха при сверхъестеств.образе рождения; в Крестной Жертве Господь освобождает нас от проклятия (=осуждение греха и происшедшего от него зла праведным судом Божиим = отлучение от Бога), а через нас освобождается и вся тварь «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17), «сама тварь освобожде­на будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21); Господь освобождает нас от власти диавола и воз­вращает общение с Небом и небожителями «вы преступ­и­ли… к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжест­ву­ю­щему собору и Церкви первенцев» (Евр.12:22-23); Гос­подь освобождает нас от смерти, что явлено в Его Воскресе­нии. Всеобъемлющим следствием Искупление является бес­конечный ряд даров любви (дарование полноты благ) от возрождения в Крещении до благодати блаженства в веч­ности, причем благодать изливается неограничено, «ибо не мерою дает Бог Духа»(Ин3:34) вплоть до возможности про­славления, которое даровано Спасителю по чел-ву и доступ­но для людей «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22).

66. Чудеса как проявление царственной власти Ии­суса Христа в дни уничижения = Иисус как пророк воз­вестил тайну спасения, Иисус как первосвященник совершил спасение (искупил от греха и смерти, заслужил Ц.Н. и бла­женство), Иисус как царь родился и жил на земле (сын Давида Лк1:32; волхвы, перед Пилатом; «дана Мне всякая власть на небе и на земле»Мф28:18; Символ веры «и царст­вию его не будет конца»; совершал чудеса, как власть над природой; имел власть над силами ада, изгоняя нечистую силу, и бесы признавали Его власть; имел власть над смер­тью, воскрешая сына вдовы и Лазаря). Чудеса Спасителя есть истинные – это не нарушение законов природы, а пре­о­доление их властью большей; поэтому в ц.-сл. «знамения» = они несут опр.смысл, «силы» = причина чудес является сила Божия. Цели совершения чудес: 1) свидет-во Божественного поланничества и достоинства (как Преображение) перед уче­никами «дела Мнолю творимые, свид-ют о Мне, что Отец послал Меня»(ин5:36); 2) для пояснения учения (исцел. сле­по­рожд.= уч-е о Себе как свет миру; воскрешение Лазаря = уч-е о воскрешении мертвых); 3) как обетования будущих возможностей, будущего состояния мира и чел-ка после кончины мира (умножение хлебов, хождение по водам и др.). Но все чудеса (исцеления, воскрешения, насыщения) = про­явления любви Бога к чел-ку.

67. Сошествие И.Х. во ад и победа над адом = «Он и нисходил прежде в преисподние земли»(Еф4:9, Пс67:19-21), «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, в котором Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1Пт.3: 19), «и мертвым было благовествуемо» (1Пт4:6) = против протестантов, что И.Х. в ад не сходил, а вывел оттуда пра­ведников некоей силой Божией. Сошествие во ад является победой И.Х. над силой диавола «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» (Ин.Злат.). Состояние, в котором был И.Х. после смерти, но еще до Воскресения, изображает церковная песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог». Другое песнопение: «ад опустел». И.Х., сойдя во ад, проповедовал и вывел всех праведников (не только ветхозаветных, иначе проповедь была бы излишней), которые уверовали = в честь Воскресения Христова все уверовавшие есть сыны Божии «содержимые в адовых узах радостными стопами потекли к Свету»(пасхальное песнопение).

68. Воскресение И.Х. и знач-е этого соб-я в деле Ис­куп­ления = «если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна,.. и вера ваша тщетна: вы еще во грехах»(1Кор15:14-17) = телесное воскресение И.Х. есть удостоверение совер­шенности Искупления, иначе крестная смерть была бы му­ченичеством за идею и не имела бы искупительного значе­ния, это есть победа над грехом и над последним из послед­ст­вий грехопадения – над телесной смертью. ВЗ-обычай принесения начатков урожая Богу – благословение при­зы­валось на весь урожай «Христос воскрес из мертвых, перве­нец из умерших,..как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы,..последний же враг истребится – смерть, ...когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:20 -28) = после всеобщего воскресения смерть будет оконча­тельно изгнана из мира. Воскреснуть Самому возможно только Богу – Владыке жизни и смерти «Через воскресение из мертвых Он открылся Сыном Божиим»(Рим1:4). Тела вос­крешенных Господом людей все равно остаются смертными и тленными, это было проявление всемогущества, но не из­менение образа бытия, которое нельзя навязать силой – это может быть только результатом свободного выбора. Христос сделал этот выбор – преобразовал Свое естественное бытие по чел-ву в сопричастность Божией любви и подчинение Бо­жией воле = смысл христолог-х споров: соединение Божест­ва и чел-ва (их воль и энергий) во Христе есть прообраз (ар­хетип) соединения с Богом каждого из нас, ибо восприятие чел-ва без воли и энергии делало бы обожение механическим и лишало бы чел-ка богообразного существа, богоподобия. Действительность воскресения Христова = 1) умер дей­ствительно – прободение ребер копьем, уверение Фомы, что именно Он и есть Распятый, а стража охраняла, то кто отва­лил камень = уч-ки истинно знали что Он умер, а гроб пуст; 2) погребальные одежды остались, а снять их с умершего невозможно(ев.Иоанн Бог. уверовал, Ин20:8); 3) много­чи­с­ленные явления Воскресшего уч-кам; 4) ложь не соответ­ствует Христу; 5) вера уч-ков = при погребении уныние, после – всемирная проповедь простых рыбарей.