Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 35

96. Установление Т. Евхаристии = на Тайной вечери (Мф26:26-28; Лк22:19-20) + предустановление в беседе о хлебе небесном в капернаумской синагоге (Ин6:51-56). Пре­ложение хлеба и вина в Т. Евхаристии = это «таинс­тво, в котором: а) хлеб и вино прелагаются Св.Духом в истинные Тело и Кровь Христовы; б) верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Х. в жизнь вечную»(ПК Филаре­та), с VIв. Юстиниана I добавляется тепл.вода, чинопоследо­ва­ние – вся Литургия, как единое священнодействие, особое место – Евхаристич.канон и эпиклеза (призывание Св.Духа на Ц.в виде евхарист-кого собрания и на Дары), но она не является тайносовершительной формулой в ее латинском понимании, ее нельзя вырывать из всего чина Литургии. У католиков ради концепции транссубстанциации (пресущест­вления – «изменение сущности») хлеба и вина причастие под одним видом (пресная облатка, «хостия» - «жертвенное жи­во­тное», сохраняет только видимый признак хлеба = акци­денцию), а если брать квасной хлеб и вино, то они слишком явно сохраняют свои существенные св-ва. Протестанты отвергают преосуществление, хлеб и вино только символ, залог духовного причастия, И.Х. присутствует не в телесной сущности, пребывающей на небе, а лишь животворящей си­лой. Единое мнение св.отцов говорит о причастности Св.да­ров и чел-ва Спасителя единому способу существования, о единстве их ипостасного уровня, тогда преложение Св.Даров подобно сошествия Св.Духа на Прсв.Деву Марию = в та­инстве Евхаристии преображается не природа людей и вещей, а образ существования их природы; неправильное уч-е о преосуществлении Даров у католиков приводит к тому, что у них «Евхаристия не изменяет способ существания чел-ка, не преображает его из индивидуального в церковно-три­нитарный, а Церковь не отождествляется с Евхаристией и Царством,.. вводит отделение Ц. от мирян»(Янарас). В Т.Ев­харистии действует особая соединяющая благодать (нас с Богом). Образ пребывания Господа И.Х. в Святых Дарах = в евхр.дарах (в каждой самой малой частице) Господь И.Х. присутствует всем Своим существом: и телом, и душою (чел-кой и Божией). Один и тот же И.Х. пребывает во всех храмах. По освящении и преложении Дары становятся одной сути с Телом на небе. Евхар.хлеб и вино становятся Телом и Кровью навсегда. Как И.Х. подобает Божеское поклонение, так и Св. Дарам мы должны воздавать ту же честь, как Господу И.Х. (Св.Дары относятся к Божественному Лицу Спасителя так же, как и Его чел-во).

97. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве = Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а есть принесение жертвенных Тела и Крови, однажды воз­несен­ных Искупителем на Крест = Госгофская Жертва и Евхарис­тия нераздельны между собой, составляют одну Жертву, хотя и различаются: Евхаристия есть Жертва безкровная и безстрастная «Христос воскреснув, уже никогда не умирает» (Рим 6:9), она совершается в воспоминание страданий и смерти Христа, ее совершает Сам Христос (Он есть и При­носимый, и Приносящий, и Приемлющий, и раздаваемый = из литург.молитвы), но в отличие от Жертвы Голгофской, Евхаристическую Жертву Господь приносит через свя­щен­ника. Еп. Кассиан «Жертва Христова единая и неповторимая. Но в Евхаристической трапезе Господь призвал нас к разде­ле­нию Его страстей – это смысл установительных слов (Мф 26:26-28; Лк22:19-20).. Речь идет не о повторении единой Жертвы Христовой (Голгофской), а о множественном пре­ломлении в жизни Церкви во времени». Евхаристия отлича­ется от Голгофской Жертвы по образу и обстоятельствам жертвоприношения: Голгофа – видимое приношение пречи­с­того Тела и Крови, а Евхаристия – под видом хлеба и вина. Евхаристия как Жертва: 1) Жертва благодарения Бога за Творение, Промышление о мире и чел-ке и за Искупление; 2) умилостивительная (Тело ломимо, а Кровь изливаема во оставление грехов), в память и оставление грехов живущих и умерших христиан, смиряет чел-ка перед Богом, возвращает грешнику милость Божию, т.к. очищает от грехов; 3) соеди­ня­ющая всех живых, усопших, святых в единое Тело во Христе (полно раскрыто в проскомидии); 4) просительная «за всех и за вся», требующих помощи.

98. Выводы литургического хар-ра = 1) причащение св. Христовых Таин должно совершаться под двумя видами (Мф26:26-28; Лк22:19-20; «кто будет есть хлеб сей или (зна­чит одновременно два вида) пить чашу Господню недостой­но, виновен будет против Тела и Крови Господней»1Кор 11:27); 2) причащение должно совершаться от единого хлеба «я от Самого Господа принял то, что и передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возбла­года­рив преломил(один)»(1Кор11:23), как и Христос взяв один хлеб, преломил и раздал уч-кам; 3) Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе греч.«артос», все евангелисты и ап.Павел, говоря о Евхаристии употребляют это слово. .

99. Необходимость и спасительность причащения Св.Таин = о необходимости причащения сказано «если не будите есть Плоти сына Чел-го и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни; ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в пос­ледний день»(Ин6:53-54). Спасительность = 1) теснейшее соединение с Господом «Моя Плоть истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пи­ю­щий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем»(Ин6:55-56); 2) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной «как послал Меня живый Отец и Я жуву Отцем, так и яду­щий Меня жить будет Мною»(Ин6:57); 3) залог воскресения и жизни вечной «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так. Как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей будет жить вовек»(Ин6:58). Это справедливо только для присту­па­ющих достойно, недостойным причащение приносит осуж­де­ние «кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осужде­ние себе, не рассуждая о теле Господнем»(1Кор11:29).