Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 15

40. Существенное отличие души и независимость от тела = В антич.фил-­фии ценность чел-ка связ. с его ду­шой, а спасение чел-ка только с душой. Тело - злое начало, враждебное духу = по греч. "тело — темница" или "тело - гроб". Плотин признавался -  стыдно иметь тело. Для хрис­тианства такой взгляд на состав чел-кой природы невозмо­жен в силу факта Боговоплощения.  Душа сама по себе человека не составляет - христ-ская аскеза не "умерщвле­ние плоти", не борьба с телесностью, а освобождение тела через достижение бесстрастия, через освобождение всего че­ловека от страстей, включая и душу, и тело. В Писании во­об­ще нет нравственного противопостав­ления души и тела. Совр. Греч. философ Яннарас: чел-кая ипостась заклю­ча­ет в себе целостную человеческую природу = «душа созда­на вместе с телом, а не как пустословил Ориген, сначала создана душа, а потом тело»(И.Дам.против переселения и предсуществования душ), как многообразие энергий, т. е. внешних проявлений: энергии психические и энергии со­ма­­тические (телесные). Совокупность психических энергий на­зывают душой, совокупность энергий соматических - те­лом = разделение человека на душу и тело как две раз­личные субстанции снимается. Существенное отличие души от природы тела – для создания души Бог не взял ничего от земли, создает душу творческим дуновением. Главное отличие чел-кой души от душ животных – это способность существовать без тела. Существенные св-ва чел-кой души: независимость от тела, разумность, сво­бо­да и бессмертие, а не только одушевлять (оживлять) тело и управлять им. «Дыхание жизни», кот. Бог вдунул в лицо чел-ка, говорит о том, что чел-к имеет в себе «частицу Бо­жества» (Гр.Бог.), «нетварную благодать» (Лосский), благодаря которой Бог присутствует в тварном мире (Гр. Палама) = способ бытия Бога вне Божественной сущности. Высокое достоинство души: «Какая польза чел-ку, если он приобретет весь мир, а душе своей по­вредит? Или какой выкуп даст чел-к за душу свою?» (Мф. 16:26) = душа дороже целого мира, и не следует бояться гибели тела, если вопрос стоит о спасении души (Мф.10: 28), Бог сатане о Иове «вот он в руке твоей, только душу его сбереги»(Иов.2:6). Душа сотворена, она не от сущнос­ти Бога, но роднит чел-ка с ангелами, она разумна и бес­смертна, способна жить сама по себе, имеет свою разум­ную духовную жизнь (отличие от жизни тела) и при рас­па­дении тела не рападается вместе с ним. Центр соедине­ния души и тела – сердце, ибо «душа всякого тела – кровь его»(Лев.17:11), а тело живет через кровообращение. Смысл умно-сердечной молитвы – собирание в сердце, ду­ховном центре чел-ка, силы души и тела в предстоянии Богу, а Христос дарует нам Тело и Кровь, чтобы обновить душу и тело – весь состав «истлевший страстьми».

41. Душа и дух. Трихотомия = Чел-кая ипостась сло­ж­на, заключает в себе различные природы: богословы деля­тся на два лагеря — трихотомистов и дихотомистов. Дихо­томисты признают в человеке две различньге природы: ду­шу и тело. Трихотомисты признают в человеке три разли­ч­ные субстанции: дух, душу и тело, считают, что дух отлича­ется от души не менее радикально, чем душа от тела, при­во­дят ссылки на Писание: "Слово Божие живо и действен­но и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, со­ставов и мозгов, и судит помы­ш­ления и намерения сердечные" (Евр.4:12), "И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (1Сол.5:23). Иустин Философ:"Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, кот-е имеют надежду и веру в Бога". Большинство отцов Цер­к­ви говорят о трихотомии. Обычно они понимают под ду­хом либо Дух Божий, т. е. благодать, при­сутствую­щую в чело­веке, либо имеют в виду различные состояния души. Св. Кли­мент Александрийский говорит: "Душа и дух – на­именования одной и той же сущности". Но под дейст­вием Божественной благодати в душе устанавли­вается особый жизненный строй. Иными словами, дух - это та же самая душа, только после своего благодатного об­но­в­ле­ния. У ап.Павла слово "душевный" есть синонимом "пло­тского" и в этом смысле противопоставляется "ду­хов­но­му" (1Кор.2:13-3:1). Поэтому противопоставление души и духа в (Евр.4:12) нравственное, а не онтологи­чес­кое значение, т. е. указывает на различную направлен­ность помышлений и намерений сердечных: направлены ли они к "духовному" или к "душевному", "плотскому".