Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 38

106. Молитва Ц. за умерших = мздовоздаяние после час­тного суда не окончательное = возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния; Церковь верует, что Бож. Литургия, мо­литва, милостыня, различные подвиги (посты и т.д.) за умер­ших «исхищают от уз ада их души»(Прав.Исповед.чл.64), т.к.эти грешники тоже принадлежат к Телу Христову - мо­гут освободится по молитвам Церкви «если чего попросите у От­ца Моего во имя Мое, то сделаю»(Ин14:13), «все, что ни по­просите в молитве с верою, получите»(Мф21:22), т.к. Хрис­тос  имеет «ключи от ада и смерти»(Откр.1:18) и возмож­ность отпускать грехи в будущей жизни «кто скажет на Св. Ду­ха, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32); поминовение усопших было и в ВЗ «Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их»(Вар.3:4-5). Критика возражений против молитв за усопших = ар­гу­менты против молитв за умерших: 1) вПисании нет прямой заповеди о таких молитвах; 2) притча о Лазаре говорит о не­проходимой пропасти между праведниками и грешниками; 3) «Бог воздаст каждому по делам его» (Рим2:6) – после смер­ти никаких дел чел-к совершать не может, значит не мо­жет и изменить свое загробное состояние, значит молитвы за умерших бессмысленны. Возражения православных: 1) мо­литва за умерших – выражение любви, значит не бессмыс­ле­нна;2) это высоконравственно, это потребность чел-кой ду­ши «всякий подвизающийся о спасении ближнего получает пользу сам…»(И.Дам.) – Бог праведен и не забывает наши дела праведности; 3) молитва за усопших ради изменения их загробной участи необходима, т.к. кроме частного суда есть еще и Всеобщий Суд, а если состояние душ после смерти и частного суда изменить было бы нельзя, то Всеобщий суд был бы не нужен; в аду люди могут обратиться к добру и хотя «после смерти нет покаяния», но наши молитвы и мо­литвы Ц. могут помочь его обращению, тогда Бог может ос­вободить чел-ка от греха. Церковная дисциплина в молит­вах за умерших = существует запрещение церковно-общест­венной молитвы за усопших христиан иноверцев (допускает­ся при отсутствии их свящ-ков, римо-католиков и протеста­н­тов, провожать в облачении на кладбище и опускать в землю с пением «Святый Боже», но без чинопоследования П.Ц.), иначе православие признало бы, что для спасения безраз­лич­но к какой Церкви и к какому вероисповеданию принадле­жит данный христианин.

107. Загробная участь младенцев = конкретно в Писа­нии ничего не говорится, но в Предании по поводу участи крещеных младенцев сомнений нет «блаженна участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Св. Духа в Миропомазании»(Посл.Вост.Патр., чл.16) = никто не сомневается, что крещеные младенцы наследуют Ц.Н.; об участи некрещеных младенцев мнения различны: от - «души младенце, похищаемых смертью достигнут полной меры блаженства»(Гр.Нисс.) – недооценка силы наследственного греха, до – полного отрицания у блж. Августина (спасение только во Христе, в Писании ничего не обещано) – тут фор­мализм, мало согласия с милостью и чел-любием Творца; точное мнение у Гр.Богослова – «иные даже не имеют воз­можности принять дары крещения.. по независящим от них обстоятельствам не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны» = находятся в каком-то неопределенном состоянии, отличном как от осуждение, так и от прославления, догматически вопрос не решен, но крайности блж. Августина отрицаются.

108. Римо-каталическое уч-е о чистилище = основа рим.-катол-й сотериалогии = они различают вину греха и наказание за грех - грехи разделяются на смертные и про­с­ти­тельные. Если чел-к приносит покаяние за грех, то ему про­щается вина за грех и наказание за грех, если он смерт­ный, но помимо покаяния, чел-к должен понести некоторое на­ка­зание и принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу: церковная епитимия, различные добровольные под­виги (паломничество, усиленные молитвы, посты и т.д.). Чистилище – место между раем и адом, куда попадают те, кто покаялся, но не принес достаточного удовлетворения Богу. Освобождение из него происходит автоматически по прошествии срока, но сокращение срока в чистилище воз­можно через молитвы живых и Церкви, посредством Инду­льгенций, которые усваивают грешникам сверхдолжные за­слуги святых. Основание уч-я о чистилище – «строит ли кто на этом основании (И.Х.) из золота, серебра,.. дерева, сена, соломы - каждого дело обнаружится; ибо день пока­жет, т.к. в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть... у кого сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спа­сется, но так, как бы из огня»(1Кор3:11-15) = но здесь огонь есть испытание, а не наказание в латинском смысле, как и др. места (2Мак.12; Втор.7:25-26), где говорится о на­ка­зании за смертный грех и не служат подтверждением рим.-катол-го уч-я. Иногда говорят, что это те же мытарства в ла­тинском варианте, но: 1) учение о мытарствах в правос­ла­вии не догматизировано, как чистилище у католиков; 2) это не связано с каким-то удовлетворением Богу, в мытар­с­твах чел-к не отбывает наказания, а приводится к осознанию своего нравственного состояния; 3) единственное логичное место - это притча о должнике «не выйдешь оттуда (из тем­ницы), по­ка не отдашь до последнего кондрата» (Мф5:26), но на од­ной притче (чисто нравственного хар-ра) строить целое учение нельзя.