Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 34

93. Понятие о таинствах = есть богоустановленное священнодействие, через которое под видимым образом сообщается верующим невидимая Божественная благодать (видимое священнодействие и его суть + невидимое дейст­вие благодати по ее видам + Божественное установление таинства), название «таинство» говорит, что есть видимая (священник как соработник Богу, орудие благодати) и не­видимая сторона (даже ангелам). Их богоустановленность = А) установлены Самим Господом во время земной жизни: 1) Евхаристия = а) преложение даров в Тело и Кровь «при­им­ите, ядите..., пейте из нея все»(Мф26:26-28) и б) причастия «сие творите в Мое воспоминание»(Лк22:19); 2) Крещение «если кто не родится от воды и Духа»(Ин3:5), «идите, нау­чи­те все народы, крестя их во имя Отца и сына и Св.Духа» (Мф. 28:19); 3) Покаяние «что свяжите…, что разре­шите» (Мф18:18), «кому простите…, на ком оставите..»(Ин.20:22-23), эти таинства важнейшие и непостижимейшие. Б) Другие таинства установлены через ап-ов: Миропомазание «сие по­мазание научит вас всему» (1Ин2:20-27), «помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сер­д­ца ваша»(2Кор1:21-22); Священства «поставил иных Ап-ми..»(Еф.4:11-12), «дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»(1Тим4:14), «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом»(Еф5:4); Брака то же таинство, т.к.«оставит чел-к отца и матерь.. и будут двое одна плоть, тайна сия велика есть»(Еф5:32); Елеоосвящение «многих больных мазали маслом и исцеляли»(Мк6:13), «Бо­лен ли кто.., пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит..»(Иак5:14-15). Действительность (объективная сторона) = правильность совершения – законно поставленный священник при соблю­дении определенной внешней формы таинства и словесной формулы, согласно Божественному установлению, это не зависит от заслуг лиц совершающих и принимающих. Действенность (субъективная сторона) = внутреннее расположение чел-ка или христ-на к Таинству зависит от нравст-го сост-я, от глубины веры, осознания значения, важности, желания и готовности к принятию Таинства, иначе оно служит к осуждению. Отличие таинств от обрядов = в Таинствах: обязательность действия благодати в таинстве, качественная определенность вида благодати, богоустановленность, постоянство их числа, действие на вну­треннюю жизнь принимающего; обряды: имеют цер­ковное происхождение, сообщают благодать на внешнюю жизнь чел-ка, на его деятельность и окружающую среду.

94. Установление Т. Крещения = «Т-во, в кот.верую­щий при 3-х кратном погруж. тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Св.Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духов­ную, светлую»(ПК Филарета). Иоаново было только для иудеев, приготовляло к Миссии и Его Царству, покаяние, но не возрождение, не заменяло Христово, где подается очища­ю­щая и возрождающая виды благодати - «если кто не роди­тся от воды и Духа»(Ин3:5), «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и сына и Св.Духа»(Мф28:19); Креще­ние неповторяемо, (крестят тех, кто исказил основные ис­ти­ны христианства – иеговисты отрицают Троицу, Белое братс­т­во и Богород-ный центр отрицают учение о Спасителе). Видимая сторона Крещения = трикратное погружение в воду крещаемого с произношением слов «Крещается раб(а) Божий (ая) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.». Невидимые действия Крещения = во время произношения совершительной формулы благодать очищает и омывает, затем возрождает и воссоздает (рождение от Ду­ха) = второе рождение чел-ка; благодать: а) очищает, оправ­дывает и освящает от всякого греха (после крещения они все смыты), от прародительского и плотского греха и от всякой нечистоты; б) чел-к становится чадом Божиим и членом Тела Христова; в) спасаешься от вечных мук и становишься нас­ле­дником жизни вечной; субъективные условия: покаяние и вера (знать и понимать Символ веры).

95. Установление Т. Миропомазания = «Т-во, в кот. верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Св.Духа, подаются дары Св.Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной»(ПК Филарета): а) ап-лы изначально в связи с крещением преподавали Св.Духа ве­ру­ющим возложением рук (Деян8:14-17) = запечатлевали на­всегда (не временно) во имя Господа И.Х.; б) этим возложен­ием они преподавали дары Духа Святаго, необходимые кре­щенным; в) в соединении с молитвою это есть отдельное действие, т.е. таинство; г) богоустановленность – ап-лы вдо­х­новляемы Св.Духом по заповедям И.Х., в своих посланиях они напоминают об этих дарах, наставляющих в вере и бла­гочестии - «вы имеете помазание от Святого (Духа по образу и подобию Бож.Помазанника – И.Х.) и знаете все…сие по­ма­зание научит вас всему» (1Ин2:20-27), «помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца ваша»(2Кор1:21-22); д) неповторяемо (повторяемо только для обращаемых, у которых нет преемственности свя­щенс­т­ва – лютеране, кальвинисты). Видимая сторона = крестив­ших­ся, по молитве к Богу о ниспослании на них Св.Духа крестообразно помазуют части тела (чело, перси, очи, уши, уста, руки, ноги) освященным миром со словами «печать дара духа Святаго». Невидимая сторона = в крещении мы очищаемся от грехов и возрождаемся силою Св.Духа, но еще не удостаиваемся принять Его в себя, соделаться Его храма­ми; нам сообщается благодать просвещающую, вразумляю­щую в истинах веры и утверждающую и растящую (возраща­ю­щую) в нас благочестие – укрепляет нас в духовной жизни и подает для нее духовные дары.