Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 33

89. Союз Ц. земной и небесной = Церкви странствую­щая и торжествующая различны по формам бытия, но не изолированы друг от друга = единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»(Лк20:38) = между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение в вере, любви, взаимопомощи, сослужения «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один чл., с ним рад-ся все чл.»(1Кор12:26). Ходатайство святых за верую­щих, живущих на земле = апостолы и пророки остаются основанием Ц., как и все достигшие святости, которые зани­ма­ют особое положение – столпы Ц. «побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего»(Окр.3:12), они продолжают общение с верующими на земле, они стяжали любовь, поэ­то­му не могут не помогать нам, нуждающимся в помощи, в ВЗ многократно предстательство святых за живущих на земле «сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Мо­и­сей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» (Иер.15:1), прор. Иеремия «много молился о народе и святом городе»(2Мак15:14), в НЗ = «24 старца пали пред Ангцем, имея.. золотые чаши с фимиамом, которые суть молитвы святых»(Отк5:8) = основание для молитвенного призывания святых (пост.VII Вс.Соб.), они усиливают наши молитвы, помогают нам в спасении.

90.  Союз Ц. земной и небесной. Молитвенное призы­вание святых в земной Ц = в НЗ = «24 старца пали пред Ангцем, имея.. золотые чаши с фимиамом, которые суть молитвы святых»(Отк5:8) = основание для молитвенного призывания святых (пост.VII Вс.Соб.), они усиливают наши молитвы, помогают нам в спасении. Почитание святых = святые есть ходатаи и посредники между Богом и чел-ком; И.Х. назван «Ходатаем Нового Завета»(Евр12:24) (Ходатай «до скончания века», а в вечности к Нему присоединяются все святые = почитание святых христоцентрично), «един и посредник между Богом и чел-ками, чел-к И.Х., предавший Себя для искупления всех»(1Тим 2:5-6) = протестанты поэ­тому отрицают почитание святых, но здесь речь об Искупле­нии (в деле искупления Он действительно единственный Посредник), но спасение есть усвоение плодов, а этому мо­гут помочь более нас опытные святые – значимые члены Тела. Необходимость почитания святых неоднократно в НЗ «ибо отныне будут ублажать Меня все роды»(Лк1:48), «кто примет пророка во имя пророка, получит награду проро­ка» (Мф.10:41) = необходимость воздавать людям Божиим по­добающую им честь; «поминайте наствников ваших, кот-е проповедовали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр.13:7), почитание имеет хар-р поклонения (храмы в честь святых, свечи, каждения, целования, преклонения у их икон), но протестанты говорят, что это умаляет заслуги Христа, но еще в ВЗ сказано о прославлении Бога «дивного во святых Своих»(Пс.67:36), поэтому почитание святых лишь прославляет достоинство «лозы», как прославление Царя через Его друзей.

91. Почитание мощей св. угодников Божиих = осно­вание для почитания мощей есть Боговоплощение, как утв­ерждение достоинства чел-кой телесности; тело для Христи­анина – не темница, не случайное одеяние души, а один из уровней бытия чел-кой личности, связь с которым таинст­венно сохраняется и после смерти, наше тело может стать храмом Святого Духа (1Кор.6:19), оставаться таким и после смерти – отсюда благоговейное отношение к останкам свя­тых угодников, это выражается: 1) собирание и хранение мощей; 2) торжественное открытие их и перенесение; 3) установление празднеств в их честь; 4) строительство над мощами храмов, часовен монаятырей; 5) возложение частиц мощей в основание престолов и в антиминсы. «Мощи» = от греч. «оставляю» = остались после святых одежда, личные вещи (использование платков Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов, Деян19:12). Феномен нетления мо­щей = лишь как одно из знамений Божиих о святости, а само по себе не есть основание для канонизации, равно и отсутст­вие нетления как препятствие для этого. Основание канони­зации = святость жизни, мученичество, народное почитание, чудеса по его молитвам.

92. Почитание святых икон = в ВЗ сущ-вал запрет на почитание изображений из-за условий жизни богоизбран­но­го народа, бывшего в языческом окружении, но Моисей по указанию бога изготовил медного змия, который много веков хранился в Св.Святых  в Иерус.Храме, над Ковчегом были изображения двух херувимов «там Я буду открывать тебе и говорить с тобой над крышкою, посреди двух херуви­мов» (Исх.25:22), что предполагало благоговейное их почитание. Свят не только Бог, но и все что имеет отношение к Нему: храм «поклонюсь святому храму Твоему»(Пс.5:8), закон «и на закон Его будут уповать»(Ис.42:4), день субботний, «по­читай отца твоего и матерь». Идолопоклонство = «они за­ме­нили истину ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца»(Рим1:25), но иконопочитание не есть почитание ко­го-то или чего-то вместо Творца, а «почитательное покло­не­ние», оно имеет христологический аспект, после VII Вс.Соб стало обязательным. Возможность изображения Бога «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин1:18) – невидимый стал видимым – мо­жет быть изобразимо, но не Божество и не чел-во Христа, а единую богочеловеческую Личность, не «чему» поклоня­е­мся, а «Кому», Лицу, честь образа переходит на Первообраз = стало средством общения с Богом и со святыми, ибо тогда и Евангелия бы не было, т.к. оно тоже есть образ Воплощен­ного бога, Его словесная икона; ап-лы учили о том, «что ви­дели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни»(1Ин1:1) = иконоборчество тот же докетизм (отрицание реальности Боговоплощения). Общение посредством икон имеет и обратную связь: Бог, Божия Ма­терь и святые обращаются к нам в мироточении, обновлении икон, исцелениях от них.