Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 29

76. Необходимость спасающей веры для обращения. Значение веры и добрых дел в нашем спасении = протес­танты в учении об оправдании верою опираются на авто­ри­тет ап.Павла: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф.2:8), «Без веры угодить Богу невозможно»(Евр11:6), «Если… сер­дцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасе­шься» (Рим.10:9-10) = эти цитаты вырваны из контекста, ибо там же – Господь «воздаст по делам его» (Рим 2:6), «всем должно явиться на судилище Христово, чтобы… что он сделал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10), «Конец их будет по делам их» (2Кор.11:15) = два ряда высказываний как бы взаимоисключающие, но это лишь от законнического отношения к спасению у иудеев = чел-к внутренне не изме­ня­ется, нет личного отношения к Богу, но рассматривает свои добрые дела, как заслуги (поэтому Павел говорит о зна­чении веры), а у протестантов отношение тоже законничес­кое = видят только высказывания об оправдании верой и отрицают необходимость добрых дел, ибо если они имеют значение заслуг, то якобы тем самым мы умаляем заслуги Христа, которых вполне достаточно для спасения (у протес­тантов добрые дела лишь иллюстрация веры). По Павлу спа­са­ет не сама вера и не сами дела, а Бог Своею благодатью, но условие получения ее – вера «верою получили мы доступ к благодати»(Рим5:2), «Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность»(Рим4:3) = иудеи считали веру как одно из добрых дел, а Авраам жил верой до добрых дел и вера была причиной их, он поверил Богу и пошел в неизвестную землю, тоже и жертва Исааком – Авраам как верил, так и продолжал верить «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства»(Иак 2:26). Вселение Христа в нас осущ-ся по вере (Еф3:17) – благодать не безличная сила = присутствие благодати есть всегда присутствие Бога, поэ­тому благодать должна быть принята и усвоена нами = «ис­тинная цель христ-ой жизни есть стяжание Св.Духа, а пост, бдение, молитвы, милостыня… суть лишь средства для стя­жания Св.Духа Божия»(прп.Серафим Сар.) = доброделанием благодать усваивается. Но «чел-к оправдывается верою независимо от дел закона»(Рим3:28) = не исполнение закона приводит ко Христу, а вера во Христа, которая от дел закона не зависит, ибо делание добрых дел по вере есть необхо­ди­мость для усвоения благодати, а не заслуга = живая вера рождает добрые дела, а они разжигают веру «Вера без дел мертва»(Иак2:17), но «лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, благодати Божией не дает»(прп.Серафим) = не соединяют с Богом, не ведут путем святости.

77. Отношение благодати к свободе = по Преданию есть синергия Бож.благодати и свободы чел-ка = «Мы со­ра­ботники у Бога»(1Кор3:9) = учение о спасении как соработ­ничестве связано с антропологией восточных Отцов, а бла­го­дать придана чел-ку в акте творения, поэтому у них благо­дать и чел-кая свобода не мыслятся одна без другой. Благо­дать всесильна, но не уничтожает нашей свободы, благодать преобладает в совершении спасения, но не умаляет значения чел-кой свободы = «Бог спасает нас не без нас». Соотноше­ние благодати и свободы = орос IV Вс.Соб = как во Христе Бож.природа преобладает над чел-кой, но последняя свобо­дно подчиняется Божией, так и в нас соотносятся действие благодати свободное подчинению ее силе = благодать есть причина нашего спасения, а мы обеспечиваем необходимые условия. Свобода:

1) формальная свобода = выбор между доб­ром и злом;

2) нравственная свобода = возможность ре­а­лизовать выбор (в греховном мире эта свобода огра­ничена «доброго, кот.хо­чу, не делаю, а злое, кот. не хочу, делаю» (Рим 7:19) + «Поз­най­те истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32) = благодать не упраздняет формаль­ную свободу. Субъ­ектив­ные условия спасения = открытие сердца к принятию благо­да­ти «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Ап.3:20); «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши» (перво­муч. Сте­фан Деян.7:51); благодать - это присутствие в нас Бога, оно требует непре­с­танных уси­ли­й с нашей стороны «Ц.Н. силою берется, и упо­т­ребляю­щие усилие, восхищают его» (Мф.11: 12), благодать дается чел-ку в зависимости от образа его жизни.

78. Благодать оправдывающая, ее действия = два действия оправдыв-ей благодати = оправдание и освящение, но единое действие возрождения чел-ка «омылись, освяти­лись и оправдались именем Господа И.Х.» (1Кор.6:11); «оп­ра­в­дание» в Предании не в юридич.смысле, как у католиков, но как сообщение чел-ку праведности Христа = не амнистия, а освобождение от греха = благодать снимает осуждение за первородный и произвольный грех = но уничтожение зла в чел-ке не есть конечная цель, кот-я есть другое действие оп­равдывающей благодати = «освящение» = сообщение ре­аль­ной святости «крестится во имя И.Х. для прощения гре­хов, и получите дар Св.Духа»(Деян2:38). Но остаются оста­т­ки гре­ха, «жало греха», кот.чел-к должен уничтожить в себе сам и «наполниться всею полнотою Божиею»(Еф3:19), в Кре­щении меняется состояние природы чел-ка, но не образ сущест­во­ва­ния (склонность ко греху остается, для пользо­ва­ния святос­тью нужна помощь из вне) – нужно получать дру­гой вид бла­годати для сохранения и возрождения духовной жизни.

79. Благодать сохраняющая и возвращающая духов­ную жизнь = а) помощь борьбы с грехом, укрепление воли, направленность к добру; б) усвоение святости, полученной при Крещении. Мы не знаем, как святость и праведность Хри­стовы соделываются нашей – механизм действия благо­да­ти нам неведом «Бог производит в вас и хотение, и дейст­вие по Своему благоволению» (Фл 2:13), «мы не знаем, о че­м молиться, но Сам Дух ходатайствует за нас возды­ха­ниями неизреченными» (Рим 8:26), «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и пол­и­ва­ющий есть ничто, а все Бог возвращающий» (1Кор3:6-7) = возв­ра­ще­ние духовной жизни производится Богом = причины за­ро­ждения и развития в чел-ке жизни духовной находится не в чел-ке, а в Боге.