Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 10

29. Бытие сотворенных духов или ангелов. Возражения против бытия ангелов = слово "ангел" озна­ча­ет "вестник" не природа, а служение. В Писании словом "ан­гел" наз.пророки (Моисей - Чис.20:16),  И. Х. наз-ет Ангелом Завета (Мал.3:1). Быт.3 говорит о Херувиме с огнен­ным мечом у врат рая, Быт. 28 — видении лестницы Иаковом, Исайя имел ви­дение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе"(Пс.90: 11). В НЗ: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть;  искушения в пустыне, Воскресение, Воз­несение и др.события из жизни Спасителя отмечены при­сутствием ангельских сил,  история ранней Церкви - ангел вывел апостола Петра из темницы.  Возражения против бытия ангелов:  бытие ангелов отрицается только край­ними про­те­с­тантами, остальные христ.конфессии при­знают. Отри­цания: 1)утверждается, что ангелы представляют собой оли­цетворение природных стихий, но Писании ангелы име­ют ярко выраженные личностные особенности, и всер­ьез утверждать, что древние иудеи под анге­лами пони­мали олицетворение природных стихий, невозможно; 2) народные представления, согласно кот.духов­ный мир уст­роен по образцу двора восточного монарха, но тогда бы они изобиловали бы раз­личными неправдоподобными, фан­та­стическими деталями, как это имеет место в мифо­ло­гии различных народов, а в  Писании не говорится о мире ангельском в самом себе, ни о каких подробностях из жиз­ни ангелов; 3)  вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонс­ко­го пленения, но пленение было в VI столетии, а Пяти­кни­жие Моисея были написаны до вавилонского плена и вера в ангелов там уже несомненно присутствует + для зо­роастризма в учении об ангелах характерен дуализм: доб­рые ангелы сотворены добрым богом Армуздом, злые ан­гелы происходят от злого бога Аримана, в зороастризме ан­гелы являются существами дву­полыми, которые даже всту­пают в брачные отношения, а в Писании ангелы пред­стают как бесполые,  у иудеев не было культа ангелов, не было практики поклонения ангелам, что имело место в зороастризме. Для христиан гл. осно­вание уверенности в существовании ангелов явля­ется то, что о бытии ангелов говорил Сам Господь Иисус Хрис­тос.

30. Время сотворения ангелов, число ангелов =  Точ­ных указаний  Писание не дает, но в святоотеч.текстах три мнения: 1)  ангелы сотворены прежде вещественного мира, это вошло в Катихизисы, его разделяли свщмч. Ириней Лион., Евсевий Кесар., свтт. Афанасий Вел., В.В., Гр. Бог.. Св. И. Дам.:("Точн.излож., кн. 2, гл. III): "Надлежало сот­во­рить прежде всего умную сущность, по­том чувственную, и после того из той и другой сущности — человека"; 2) др. отцы считали, что ангелы сотворены одновременно с со­т­во­рением видимого мира, блж.Феодорит:"Ангелы имеют ог­раничен­ную сущность и посему имеют они нужду в мес­те, потому одно Божество, как неограниченное не заклю­ча­ется в месте. Но если ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет со­дер­жащего, может ли быть содер­жимое?" – нужно пространство-время, блж. Августин -  ангелы сотворены в первый день вместе со светом и именно поэтому ангелов называют вто­рыми «светами»; 3) поскольку мир развивается эво­люци­он­ным путем, от простого к сложному, а ангел более со­вершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после челове­ка, но (Иов.38:4-7) говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, ког­да все сыны Божий (ангелы) восклицали от радости, а ос­но­вание земли относится к четвертому дню тво­рения. Зна­чит, ангелы к этому времени уже существовали.  Однозна­ч­но можно утверждать толь­ко то, что ангелы сотворены не позднее 4-го дня, а следователь­но, не могли быть сотво­ре­ны вместе с человеком или позже него.  Два подвопроса: ко­нечно или бесконечно число ангелов? является ли оно по­стоян­ным или изменяется?  (Дан.7:10) говорит о тыся­чах тысяч, т. е. о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах анге­лов. Господь Иисус Христос говорил о двенадцати легионах ангелов, свт. Кирилл Иерус.:"ангелов — девян­о­с­то девять овец, а человечество — одна, сотая, овца". Ши­ро­ко распро­странено мнение, что число ангелов бес­ко­нечно, хотя в Свщ. Писании нигде не утверждается, что число ангелов неограни­ченно, называются большие, но все-таки ко­нечные числа + Можно утверждать, что число ангелов не уменьшается. Поскольку ангелы бессмертны, их число не может уменьшиться. Но может ли оно увели­чи­ваться? Блж. Феодорит считал: "Не подлежащее тлению естество не требует размно­жения", свт. Гр.Нисский гово­рил не­коем таинственном размножении ангелов и пола­га­ли, что чис­ло ангелов возрастает. Единственно, что мы можем утверждать, — оно не уменьшается.