Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 19

45. Понятие о промысле Божием = "промысл", лат. providencia, а отцы называли Божественный Промысл словом "попече­ние". Опр. Промысла (ПК): "Про­мысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, пре­мудрости и бла­гости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспо­мощес­т­вует, а возникающее через удаление от добра зло пресе­кает или исправляет и обращает к добрым последствиям". Дейст­вительность промысла Божия вообще = Учение о Про­мы­сле основано на откровении: И.Х. после исцеления расслаб­ленного при Силоамской купальне: "Отец Мой доныне де­ла­ет, и Я делаю" (Ин.5:17), (Евр.1:3)=Сын Божий содержит все "словом силы Своей", (Кол.1:17)="все Им стоит", Павел в Афин-м ареопаге= Бог дает "всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем" (Деян.17:25). Хрис­тианское представление о тварном мире основывает­ся на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге, кот. присутствуя в мире в Своих энер­гиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок.1) что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмыс­ленна без уверенности в попе­читель­ных действиях Бога в мире. 2)это представление о Боге как абсолютной Личности, Он не только все знает, но еще лю­бит. Личность не может быть безучаст­на к соприкасающему­ся с Ней миру=Бог не может быть безуча­стным к жизни тво­рения, к миру, который Он Сам сотворил. 3) это ограничен­ность мира. Тварное бытие как несамо­бытное не является бы­тием необходимым, поэтому оно не мог­ло бы существо­вать без произведшей его причины. Оно суще­ствует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, которая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Боже­ственного Про­мысла убеждает само устройство мира, его слож­ность, целесообразность, красота, гармония. Предметы Божес­т­вен­ного промысла = Христ. уч-е = весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом = Промысл Божий распространяется на весь мир, но историю всего человечества и каждого человека в отдельности. Писа­ние = промыслительное действие Божие пронизы­вает собою все пространство мира:"Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер.23:24). Предметом Промысла яв­ля­ются растения и животные, ни одна из птиц не упадет на зем­лю без воли Отца Небесного(Мф.10:29), главный предмет Промысла — человек: "Бог печется о нас"(1Пт.5:7). Промысл распространяется на всех людей: на праведников и на греш­ни­ков. "Он повелевает солнцу Свое­му восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на пра­ведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Об этом же говорят мно­гие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драх­ме, о блудном сыне. Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир и частный (отдельные предметы, явления, существа). Действия промысла Божия = два вида единого действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправ-ление, направление всех событий, име­ю­щих место в мире, к пред­назначенным Творцом целям = Мирохранение, НЗ = (Евр.1:3 + Кол.1:17) = Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания; ВЗ = "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человечес­кой плоти" (Иов.12: 10); Кирилл Алекс.:"простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохра­нить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему со­стоя­нию, к ничтожеству" + Мироправление = Бог назначил каж­дому существу свои цели:"Через Него все успешно достигает своего назначения" (Сир.43:28); И.Дам.:"Промысл есть воля Божия, по которой все целесооб­разным образом управляя­ется". Образы Божественного промышления о мире = 1) Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Бо­гом посредством дарованных сил и законов и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыс­ли­тель­ным надзором Божиим: "Ты поставил землю, и она стоит" (Пс.118:90); 2) Сверхъестественный Промысл есть промыш­ле­ние и управ­ление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне есте­ственных сил и законов природы, в сверхъ­естественном дей­ствии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей ("силы"= чудо есть прояв­ление силы Божией и "знамения"= символическое зна­че­ние чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют оп­ределенные религиозные це­ли, имеют учительное значение) = "Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вре­ти­ще и пепле покаялись"(Мф.11:20-23); "Род лукавый и пре­лю­бодейный ищет знамения; и знаме­ния не дастся ему, кро­ме знамения Ионы пророка"(Мф.12:39). Чудеса, как сверхъ­ес­тественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, пе­ре­ход евреев через Чермное море, казни египетские, чудес­ный улов рыбы и т. д.