Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 25

62. Пророческое служение Иисуса Христа. Еван­ге­ль­с­кий закон деятельности = «Ищите же прежде Ц.Б. и правды его, и это все приложится вам»(Мф6:33), «Ц.Н. силою Бере­тся» (Мф11:12), «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин14:23), «Те, которые Христовы, распяли плоть со страс­тями и похотями»(Гал5:24) + Декалог + Заповеди блаженства + «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга» (Ин.13: 34) = стяжание особого внутреннего устроения, наполнение жизни новым христианским содержанием = «Итак, кто во Христе, тот новая тварь»(2Кор5:17) = 1) заповедь са­моотвер­жения: «кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной»(Мк8:34), «Отложть прежний образ ветхого чел-ка, истлевающего в обольстительных по­хотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового чел-ка, созданного по Богу, в праведности и святости исти­ны, … и не давай места диаволу»(Еф4:22-27), т.е. оставление преж­него порочного образа жизни, и покаяние в грехах «По­кай­тесь, ибо приблизилось Ц.Н.»(Мф3:2), отказ от мирского удовольствия и богатства (блуд, вино, деньги, страсти, тще­славие), оставление дома и семьи (не ставить попечение о них во главу угла жизни), не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью + заповедь любви – вместо прежней жизни (се­мья, друзья) во главе угла союз с Богом (любовь, повинно­вение Его воле, исповедание и прославление) + новые зако­ны: крещение, таинство Евхаристии, нерасторжимость брака, иерархия священства, молитва, поминовения, праздники и посты + «положить душу за други своя»(Ин15:13). Закон веры и дел евангельских = единый спасительный закон для достижения жизни вечной «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»(Ин14:6).

63. Учение Иисуса Христа предназначено всем наро­дам во все времена = евангельское уч-е обращено ко всем народам «Научите все народы»(Мф28:19), «проповедуйте Евангелие всей твари»(Мк16:15), «Будите Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли»(Деян1:8) + нового 3-го Завета не будет, НЗ есть веч­ный «Кровию завета вечного»(Ев.13:20). Пророчества Ии­су­са Христа = «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках, в последние дни сии гово­рил нам в сыне»(Евр1:1) – христиане понимают и толкуют ВЗ в его соотношении с НЗ + вероуч-я и нравст-я часть ВЗ сохраняют свой авторитет, а обрядовая упраздняется

1) о Себе: о предательстве уч-ка, о крестной смерти, о Вос­кре­се­нии в 3-й день, о сошествии Св.Духа на уч-ков = испол­нились во время земной жизни спасителя;

2) после Его земного служения: о гибели Иерусалима, о рас­сеянии иудеев, о гибели галилейских городов (Каперна­ума, Вифсаиды, Хоразина);

3) пророчества о конечных судьбах мира и чел-ка.

Цель пророчеств: научить и укрепить в вере.

64. Крестная Жертва И.Х., ее место и значение в деле Искупления = Крестная смерть как Жертва = вся жизнь Спасителя имеет искупит. значение, но Кр.Ж. – особое место «На сей час Я и пришел»(Ин12:27), смерть спасителя на Кре­сте - это действительно жертва «предал Себя за нас в при­но­шение и жертву Богу»(Еф5:2). Ее прообразы в ВЗ - это кро­вавые жертвы, прообразы искупит.смерти Господа за грехи людей «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болез­ни» (Ис53:4-5), прообраз – заклание пасхального агнца. Жер­тва Христа искупительна: «чтобы отдать душу свою за иску­п­ление многих»(Мф20:28). Жертва носит заместительный хар-р, она свободна, нет никакой необходимости идти на Крест «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее»(Ин10:17-18). Тайна искупления – чтобы нам освободиться от наказания и смерти, Христу пришлось умереть, жертва умилостивит. – возвращает милость Бога людям, доступ к Богу «послал сына своего в умилостивление за грехи наши»(1Ин4:10). Смерть на Кресте – центральный момент в служении Христа, рационально понять нельзя, но: 1) именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Бога к чел-ку «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за анс, когда мы были еще грешника­ми» (Рим. 5:8); 2) Крестная смерть – это завершение кенозиса (истоща­ния = самоуничижения Божества, когда Господь принимает крайние последствия грехопадения: богооставленность и смерть) «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Сам Себя, принял образ ра­ба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной»(Флп2:6-8), т.е. победа над смертью осуществлена не силой, а правдой, когда смерть проникает в Самого Бога, в Котором естественно не находит себе места (права быть, взять, ибо он есть Жизнь), и терпит поражение + предел уничижение есть и переход к прославлению Христа по чел-ву, первосвящ.молитва: «прославь Меня Ты, Отче у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5) = «посему (за послушание до смерти) и Бог превоз­нес Его и дал Ему имя выше всякого имени, перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и пре­исподних, и всяк язык исповедал, что Господь И.Х. в славу Бога Отца»(Флп2:9-11). Кому приносится Жертва? = вы­куп (жертва) уплачен диаволу (Ириней, Ориген, Гр.Нисс. ,Августин, Лев Вел.), о жертве как о хитрости, чел.природа во Христе как приманка (Гр.Нисс.), но Гр.Бог.(Слово на Пас­ху) И.Дам. – не диаволу принесена Кровь Божия, а Жертва приносится Отцу; Христос приносит в Жертву самого Себя «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, одна­ж­ды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12); Крестная Жертва приносится Господом И.Х. по Его чел-ву, но не по Божеству, а приемлется всей Прсв. Тро­ицей ради Искупления, а не по необходимости.

65. Спасительные плоды жертвы Христовой: искуп­ление, очищение грехов, примирение людей с Богом = общий плод один: спасение как обожение чел.естества, но условно можно выделить несколько следствий =

1) искупление как освобождение от наказания, которое мы должны были понести за грех, подвиг Христа меняет от­но­шения чел-ка с Богом, Бог прощает, чел-во перестает быть «по природе чадами гнева Божия»(Еф.2:3) = искупительная Жертва наз-ся также умилостивительной;