Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 3

10. Духовные св-ва Божии: всемогущество = Бог при­водит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сила не может удержать, помешать или стеснить действия Бога «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен»(Быт.17:1), «Бог творит все, что хочет»(Пс.134:6), «у Бога не останется безсильным никакое слово»(Лк.1:37), «Бог творит, чего хочет душа Его» (Иов. 23: 13), всемогущество Божие проявляется в творении мира и в промышлении о нем, у Бога нет дистанции между желанием и его осуществлением, «Бог творит мыслью»(И.Дамаскин) – «Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось»(Пс.32:9) = нет разделения Бож-х свойств, всемогущество не есть про­извол, Он делает не то, что вздумается, а то, что Ему угодно, т.е. все увязывается с другими свойствами, т.е. бог не может совершить никакое греховное деяние; всеправедность = в правде Божие различают два действия, правду законо­да­тель­ную и правду мздовоздаятельную (вся правда, всеправда, все­праведность, «так надлежит нам исполнить всякую прав­ду»Мф.3:15), Бог одновременно  и Законодатель и Судия «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погу­бить» (Иак.4:12), это св-во есть следствие святости Бога, Он тре­бует святости и от Своего творения, для достижения свят­ости дается нравственный закон, поэтому в законодат-м действии правды Божией сначала дается естественный нрав­ственный закон «дело закона у них (язычников) записано в сердцах, о чем свидетельствует совесть и мысли»(Рим.2:15), но чел-кое естество помрачено грехом и естественных сил для исполнения нравственного закона у чел-ка не хватает и дается Синайское законодательство, а затем НЗ-нравствен­ное учение; Бог не только дает нравст. закон, но и произ­во­дит суд над чел-ком, как тот исполняет закон «У Меня от­м­щение и воздаяние»(Втор.32:35), Бог «воздаст каждому по делам его»(Рим.2:6), в Писании правда Божия имеет энер­гийный хар-р, т.е.правда понимается как сила, которая по­мо­гает чел-ку осуществить правду Божию «правда Его на сы­нах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс.102:18) – здесь правда как сила, помогающая вести пра­ведную жизнь; святость (свет) = означает, что Бог в своих стремлениях руководствуется представлениями только о высочайшем добре, т.к. Бог чист от греха, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло; слово «Святой», как имя Бога неоднократно: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…»(Ис.6:2), «будьте святы, потому что Я свят»(1Пт.1:16), Он нетерпим ко злу «Мерзость пред Богом – коварные сердцем» (Притч. 11:20), «святый» по-евр. означ. «отделенный», «несоизмери­мый» (с тварью); Божественная святость проявляется в мире как Божественны свет или Божественная слава «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы»(1Ин.1:5), в опыте видения Бога подвижники говорят о нетварном Божественном свете = залоге будущего прославления по слову Спасителя «правед­ники воссияют, как солнце, в Царстве отца их»(Мф.13:43); высказывания о гневе Божием в Писании нужно понимать как следствие богооставленности, как отъятие Им Своей спасающей благодати, что приводит чел-ка в ожесточение (фараон или царь Езекия «оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце»,2Пар.32:31).

11. Дух-е св-ва: всеблаженство = Жизнь Бога есть гар­моничное единство и действие всех сил Божиих, ни одна не превышает другую, ибо все беспредельны; любовь к благу в Боге совпадает с его обладание = Богу от вечности свой­с­т­венно неизменное всеблаженство «блаженство в деснице Тво­ей вовек» (Пс.15:11), блаженным наз. Бога и ап. Павел в 1Тим.1:11;6:15. Благость, Любовь и Милость = будучи все­блаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всебла­гим, любящим и милующим, благость побудила Бога соз­дать мир и промысел Бога суть проявления Его благости, Он дарует столько благ тварям, сколько нужно для их блаженст­ва, сколько он могут принять по природе и состоянию, тварь может стать причастницей Бож.блаженства по заповедям блаженства (Мф.5), все три свойства тесно связаны – при от­но­шении Бога к миру говорят о благости, а любовью назы­вают благость по отношению к личностным существам (Лица Св.Троицы, люди, Ангелы), «Бог есть любовь» (1Ин.), в НЗ о любви как о даре Божием, «совокупности совер­шенств» (Кол.3:14), гимн христианской любви (1Кор.13); милость – это любовь по снисхождению «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради по­каяния»(Прем.11:24).

12. Любовь и правда Божия , их соотношение: в ис­то­рии Ц. были заблуждения, как противопоставление свойств Бож.природы – любви и правды (гностики богомилы), они говорили, что в Боге невозможно сочетание любви и право­су­дия, тогда ВЗ-Бог не тождественен НЗ-Богу = отрицание богодухновенности ВЗ-книг (Маркион, гностик II в.). Бог свят и, требуя совершенства от тварей, не может быть рав­но­душным к добру и злу, поэтому Он ограничивает зло в мире, и поскольку Бог всеблажен и все силы Его находятся в гар­мо­нии, то любовь Его не противоречит справедливости = лю­бовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена лю­бовью, потому что любовь без правды вырождается в бла­го­душие, сентиментальность и попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью = «кого лю­бит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему»(Притч.3:11-12), «Кого Я люблю, тех об­личаю и наказываю»(Откр.3:19); Тертуллиан «Против Мар­киона» = «правда Божия есть род благости, служит оградою и светильником для благости…, благой Бог требует добра и узаконяет его, Бог есть враг беззакония,… Он его преследует и наказывает, и в этом нет ничего противного благости Бога, потому что Он является таким для нашего блага».