Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 21

49. Первородный грех = потомки пер­вых людей не не­сут персональную ответственность за грех Адама и Евы – это их личный грех, который был искуплен их покаянием, но все люди наследуют последствия греха прародителей, прежде все­го, смертность, но греховность - это непросто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живу­щее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собст­вен­ной воли:"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, ко­то­­рого не хочу, делаю... нахожу закон, про­ти­во­борствую­щий закону ума моего и делаю­щий меня пленником закона греховного, находяще­гося в членах моих " (Рим. 7,20,21,23). Эта наследственная склонность ко греху, которой все по­то­м­ки Ада­ма приобщаются посредством физического рождения, получила наи­менование первородного греха. ПК = "Таким образом, первородный грех понимается православным бо­го­словием, как вошедшая в чело­вечество греховная склон­ность, ставшая его ду­ховной болезнью ". Его действ­итель­ность, всеобщность, способ распространения = «единым чел-ком грех в мир вниде и грехом смерть; и тако смерть во вся человеки вниде: в немже вси согрешили» (Рим.5:12) = младенцы без личных грехов крещаются во оставление пер­во­родного греха, «все родились от Адама, зараженного гре­хом, и сами грешат. Как от зараженного источника естест­вен­но течет зараженный поток, так от родоначальника, зара­женного грехом и потому смертного, естественно проис­хо­дит зараженное грехом и потому смертное потомство»(ПК). Вменение первородного греха = Первородный грех необхо­димо строго отличать от грехов личных, т.е. свободного про­тивления личности Божественному закону. Власти перво­род­ного греха подвер­же­ны все люди независимо (и младенцы, личных грехов не имеющие). Хотя мы не несем личной от­ветственности за грех Адама, но несем наказание за грех прародителей: а) под­лежим закону тления и смерти; б) не мо­жем войти в Царствие Небесное (Ин.3:5) как носители гре­ховного со­с­то­яния природы.  Подверженность каждого челове­ка, в силу его происхождения от Адама, этому на­ка­занию  наз. вмене­нием первородного греха.

50. Предвечный совет Прсв. Троицы о спасении рода человеческого. Предвечность этого решения = Писание (Быт.1:26), что созданию чел-ка предшествовало некое сове­щание Божественных Лиц – получило наименование Предве­ч­ного Совета, слово «совет» по отнош.к Бож.замыслу встре­ча­ется в (Деян.2:23), но не согласование воль (воля Бога еди­на), а как «волеизъявление». Бог создал чел-ка свободным,но это может быть в злоупотреблении («Божественный риск» у Лосского), - Бог предвидел грехопадение и нужду чел-ка в искуплении = Бог определил спасти чел-ка и предызбрал средства = Воплощение сына (Второго Лица) и Его иску­пи­те­льную Жертву. Суть Совета в добровольном согласии Вто­рого Лица Прсв. Троицы принести Себя в искупительную Жер­тву ради спасения чел-ка и всего мира. Без этого согла­сия творение мира было бы невохможно, как и без творчес­кого действия Отца. Тайна открыта нам частично (спаси­тель­но), почему именно такое средство (Бог всемогущ) – Павел говорит об искуплении как о тайне воли Бога(Еф.1:9). Совет до творения – Предвечный совет, Бог принимает на себя от­вет­ственность за последствия злоупотребления чел-ка сво­бод­ой, Второе Лицо разделяет с чел-ком все последствия падшести = решение о тайне, «о которой от вечных времен умолчано» (Рим.14:24), «Бог избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира»(Еф.1:4). Участие Лиц Пресвятой Троицы = Отец влаговолит в Совете божие спасти людей че­рез Сына: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Сво­е­го Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3:16) Сын совершает наше спасение через воплощение и искупит.Жертву: «Дела, кот. Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свиде­тель­с­твуют о Мне, что Отец послал меня»(Ин.5:36); Святой Дух усвояетискупленным грешникам плоды жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах людей дело спа­се­ние: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, из­брал вас ко спасению»(2Сол.2:13).

51. Господь Иисус Христос есть истинный Бог по ес­те­ству как Сын Божий = (ПК)называется Господом, в смысле что он есть истинный Бог (ВЗ евр.Иегова), Иисус имя «Бог мое спасение=Спаситель» дано при рожд. через Арх. Га­в­ри­и­ла (Мф.1:21), Христос имя «Помазанник = Мессия = Ма­ш­иах» = пророков, царей, первосвященников которые про­об­разовывали служение Господа Иисуса Христа. «И.Х.» = ука­зание на чел-кое естество спасителя. Свид-ва самого И.Х.:  ис­це­ление расслабленного в овчей купели Вифезда в обви­нении нарушения субботы Он отвечает «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17) = Господь 1)  приписывает Себе Бож.сыновство, 2) усвояет Себе власть, рав­ную власти Отца, 3) говорит о Своем соучастие в промысле Отца, слово "делаю" не как "создаю из ничего", а промысел Бога в ми­ре + там же «Сын ничего не может творить Сам от Себя, ес­ли не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5: 19-20) = указание на единство воли и действия Отца и Сына. И.Х. для выражения Своего отнош.к Богу Отцу использует выражение «Отец мой»(Ин.5:17), а в отнош.др. людей – «Отец ваш»(Мф.6:32): «Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему»(Ин.20:17), но нигде нет выражения «Отец наш», т.е. не объединяет Себя в богосыновстве с про­чими людьми. Символ = «рожденна не сотворенна» = сын не есть тварное существо, а рожден из сущности Отца = еди­носущен; «Бога истинна от Бога истинна» = Сын божий называется богом в том же истинном смысле, как Бог отец, т.е. имеет равное с Отцом Божественное достоинство, а ро­дить можно только равное Себе по достоинству, но отличен по ипостаси – рождение есть личностное (ипостасное) свой­ство Сына Божия + «рожденного прежде всех век» Сын со­вечен Отцу (против Ария, что Сын имел начало бытия). Сын Божий есть собственное имя Второго Лица Прсв. Троицы и равнозначно наименованию «Бог».