Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 23

56. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Значение терминов «неслитно» и «неизменно или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно» = явление Бога во плоти есть «велия благочестия тайна»(1Тим3:16) – образ соединения недоступен пониманию = можно выразить только в отрицательных терминах (апофатически) = 4 терми­на Ороса IV Вс.Соб.451г.:

НЕСЛИТНО – две природы не слились в одну, не сос­та­вили новое, а пребывают в Лице спа­сителя как два различных естества;

НЕИЗМЕННО (НЕПРЕ­ЛОЖНО) – ни божеское в чел-кое, ни чел-кое в божеское не изменилось и не преложилось в Лице спасителя, т.е. каждое из естеств сохраняет тождест­ве­н­ность своих качеств;  Нераздельно – хотя два естества пре­быва­ют целыми и различными, но не составляют отдельно двух лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась Бога Слова;

НЕРАЗЛУЧНО – соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались (субъектом страданий и смерти являлся Сам Бог Слово = «Распяли Господа сла­вы» (1Кор2:8); «Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог» - Божество не было отделено ни от души, ни от тела) и не раз­лучатся, т.е. имеет место непрерывное и вечное в будущем соединение. Первые два – против монофизитов, кот.учат, что во Христе два естества составили «единую сложную приро­ду» чел-ва ассимилированного Божеством, а два вторых - про­тив несторианства, кот.считали чел-во во Христе как са­мо­стоятельного челка, соединенного с Божеством благо­датной связью.

57. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому. Свойства человеческие и Божеские усваиваются Божеству и чело­вечеству = Одно и тоже Лицо Бога Слова может называть и Богом и Человеком = общение свойств двух естеств; чел-кие св-ва приписываются Христу как Богу: «Распяли Господа славы»(1Кор2:8), «Первый чел-к – из земли; второй чел-к – Господь с неба»(1Кор15:47); Божеские свойства припи­сы­ваемые Христу как чел-ку: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Чел-кий, сущий на небесах» (Ин3:13) = это communication idiomatum = взаимозамещение св-в, тогда и имена взаимозаменяются (Гр.Нисс.), отсюда теопасхиские выражения, в которых Бог есть субъект стра­дания и смерти, т.к. страдало человеческое естество Христа воипостазированное в Ипостаси Слова. Обожение чело­ве­ческого естества = обогащение его Божественными св-ми (всеведение, вездесущие, всемогущество) = состояние Таин­ственного обожения: природно – было явлено в Преобра­же­нии (т.е. до Воскресения); домостроительное усвоение обо­женности («обоженное энергиями Божества человечество Слова», Лосский) явлено после Воскресения; Божественные св-ва нельзя относить отдельно к Его чел-ву, чел-во не пре­вратилось в Божество, т. е. не может быть само по себе на­зв­а­но всеведующим и т.п. = чел-кая природа во Христе через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных, обогатилась ими.

58. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому. Ему подобает единое, нераздельное Божеское поклонение = Сам Господь говорит о необходимости чтить Сына, как и Отца, поклонение не безличной природе, а Божественной Личности: «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его»(Ин5:23), но поскольку во Христе одно и то же единое Божеское Лицо Сына, то Ему  и воздается поклонение, а не каждой из природ в отдельности. У католиков есть культ «сердца Иисусова», но нет поклонения Божественным св-вам(любви, премудрости, промыслительной деятельности), а поклонение обращено всегда к Лицам Прсв. Троицы. «Слово стало плотью»(Ин1:14) = воплотилось не Божество, а Слово; после этого отношения между Лицами Троицы не измени­лось, Воплотившейся есть тот же Сын Божий и чел-во в Нем не имеет собственного лица(ипостаси), т.е. не вводит в тро­ицу четвертого Лица и не рассекает единого Лица Сына Бо­жия = плоть Бога Слова не получила самостоятельной ипос­таси, а была принята в Ипостась Бога Слова = суть изложе­ния уч-я о воипостасности чел-кой природы, а значит и еди­ного Божеское поклонения = после Воплощения Писание назы­вает Его: «Мы видели славу Его, славу, как Едино­род­ного от Отца» (Ин.1:14) + «Да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе»(1Ин.5:20). У Него две воли и два действования = VII в. уч-е о двух во­лях и двух действованиях в контексте борьбы с монофелитс­т­вом (единоволием=разновидность монофизитства, как взгляд на чел-ка по сути низменное существо, а цель аскезы не исцелить чел-во, а преодолеть чел-во, заменить чел-кое Божественным, даже появление воли у Адаме есть следствие грехопад.); Халкидон подчеркивал самоценность чел-кой природы и в единоволии искали примирение с монофизи­тами («две природы, но одна воля»), но: 1) блж. Августин = воля есть атрибут природы, 2) противоречит Троице, т.к. три Лица и одна воля, ибо одна Божественная природа (если воля атрибут не природы, а лица, то в Троице различается трое­бо­жие). Воля – способность души желать, а энергия – проявле­ние естества во вне. По своим проявлениям и источнику воля и энергия есть функции естества = сколько естеств, столько воль и энергий. Патриарх Сергий говорил о единой богомуж­ней энергии во Христе. Максим Исп. – уч-е о двух волях – хочу пить как чел-к, а личное отношение дает желание что пить и сколько (личное самоопределение). Люди ведут по-человечески, а ангелы по-ангельски, а лица самоопределяют­ся в желаниях природы. Во Христе две воли и два действо­ва­ния (две энергии) «Я сошел с небес не для того, чтобы тво­рить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»(Ин6:38) = здесь чел-кая воля во Христе; «Отче! Если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя, да будет»(Лк22:42) = одна воля Божия, а другая чел-кая = разные хотения Отца и Сына (по человеч.хотению, по чел-кому естеству) = иначе нет совершенного человека и нет Халкидона.