Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 17

43. Образ и подобие Божие в человеке = свв. отцы со­гласны в том, что образ Бо­жий есть способность челове­ка отображать Божественные со­вершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть су­щество разумное. Бог существо духовное — человек также име­ет в себе ду­ховную составляющую, душу. Бог вечен — отраже­нием вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом — человек также обладает творческими способ­ностя­ми, хотя, в отличие от Бога, творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной. Большинство др. отцов и совр. прав. богословов проводят различие меж­ду понятиями образа и подобия. В русской богословской традиции та­кого мнения придерживался свт. Филарет =  показывал, что понятия образа и подо­бия нередко являются в Писа­нии взаимозаменяемыми. Свт. В.В.: «по образу Нашему и по подобию Нашему»(ст.26) и  "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его"(ст.27) волеизлеяние содержит два элемента — образ и подобие, а сотворение лишь один — образ (о подобии стих 27 умал­чивает). Но определения образа божия в чел-ке отцы не дают = апофат. антропология есть следствие апофат. бого­словия: если Бог по Своей сущности неопределим, то и че­ло­век, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охва­чен рассудочным определением. Запа­д­ная схолас­тика в ср. века отошла такого понимания бого­образности, и образ Божий в зап.богословии стали опре­де­ляться через различные свойства духовной природы чело­века, такие, как свободная воля, разумность, суверенность и т. д. В отличие от всех прочих тварей, человек не только может быть причастен к Божеству, он способен общать­ся с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, пред­стоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не ч т о, а только к т о, т. е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается прежде всего в том, что человек есть личностное существо. И в этом безлич­ном мире он един­ственный является личностным обра­зом личного Бога. Для восточных отцов образ Божий есть прежде всего способность человека быть причастником "Божеского ес­тества. Поэтому об образе Божием нельзя говорить как о неко­тором свойстве человеческой природы безотносительно ее отно­шения к Богу. В учении об образе Божием следует различать между поня­тиями "черты образа Божия" и "образ Божий". Черты образа Божиего — это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т. е. совокуп­ность существенных свойств человеческой приро­ды. Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее сущес­тво­вания, который у человека личностный, что и делает воз­можным участие человека в Боже­ственной жизни.  Разум­ность - одна из черт образа Божия в человеке. Образ Божий в человеке можно понимать и как совокуп­ность благ, кот-ми человек обладает в силу своей причаст­ности источ­ни­ку всех благ, Богу. Эта мысль выражена у свт. Гр.Нисс.: "Бог по природе сама благость, Он создает человека не по иному какому побуждению, только потому что благ. Со­вер­­шенство благости проявляется в том, что Он вызы­вает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо… человек создан по образу Божию. Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен вся­кого блага". Образ божий есть дар Божий чел-ку, а по­до­бие - проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Эта мысль встре­чается у прп. Максима Исповедника: «Бог, приводя в бытие ду­ховную разумную сущность, по высочайшей благости Сво­ей сообщил ей четыре Божественных свойств: бытие, при­с­но­бытие, благость и премудрость. "По образу" как прис­но­сущий образ Присносущего, небезначален, но бесконечен. "По подобию" — как благой, подобие Благого, и премуд­рый, подобие Премудрого, будучи по благодати тем, чем Бог является по природе».  Можно сказать, что "образ" и "подобие" — это два нераз­рывно связанных между собой аспекта двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку дано; каждый человек, приходящий в мир, имеет об­раз Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая задан­ность, задача, которая стоит пе­ред человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Ведь богообразность потенциально заключает в себе бого­подо­бие, а подобие Божие есть не что иное, как раскры­тие образа Божия в жизни конкретного человека =  взаимозаменя­е­мость этих терминов в Писании.