Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 36

100. Установление Таинства Покаяния = «Т-во, в кот. исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении проще­ния от свящ-ка, невидимо разрешается от греха Самим И.Х.» (ПК Филарета): Креститель проповедовал крещение во ос­тавление грехов (исповедование)(Мк1:4); И.Х. обещал дать власть (обетовал) Ап. Петру (Мф16:19) и всем Ап-лам «что свяжите на земле, то будет связано на небе, и что разреш­ите..»(Мф18:18), и установил Таинство «мир вам! как послал Меня Отей, так и Я посылаю вас, сказав это, дунул, и гово­рит им: примите Духа Святого: кому простите грехи тому простятся, на ком оставите, на том останутся»(Ин.20:22-23), мы можем по немощи (мы уже не чада гнева Божия, но еще сыны Адама), вследствие первородного греха, опять впасть в грех, надо врачевание духовное (покаяние) и телесное (елео­помазание); в т. покаяния. Внешнее действие Т. = пере­чис­ление грехов (исповедование, раскаяние, самоосуждение, сокрушение), видимо - Ап-л, еп-п, свящ-к слушают, врачуют словом и читают разрешительную молитву. Внутреннее дейс­твие Т. Покаяния = невидимо действует благодать вра­чующая (прощающая и изглаживающая); разрешает (отпу­щение и оправдание, примирение с Богом, освобождение от наказания, подается надежда на спасение, т.к. нет греха, который бы не мог быть прощен, кроме хулы на Св.духа) невидимо грехи Сам Бог (И.Х. или Св.Дух); у кающегося грешника внутренне должно быть: 1) сокрушение о грехах «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спа­се­нию» (2Кор7:10); 2) намерение исправиться «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив»(Иез.33:19), вера во Христа «всякий ве­рующий в Него, получит оставление грехов»(Деян10:43), надежда на Его милосердие (блудный сын, мытарь и фари­сей, плач Петра); 3) намерение сотворить плод достойный покаяния. Через Покаяние воссоединяются с Православной Церковью те инославные, кто сохранил апостольское преем­ство хиротонии (католики, несториане – Бог во Христе как в храме, во Христе две личности; монофизиты – в И.Х. только Бож.природа, чел-ва нет). Условия прощения грехов = 1) несение поста и молитвы; 2) «врач» назначает и лекарство, грехи отпускаются (разрешительная молитва) или вяжутся (по состоянию совести и важности греха накладываются за­прещения и духовные наказания), т.е. накладывается епити­мья (назначенное духовником с целью врачевания духовных недугов правило в виде дополнительного поста, молитв, пок­лонов, милостыни и т.д., которое обязательно к выполнению, отменить может только тот священник, который назначил).

101. Понятие о Таинстве Священства. Богоустанов­лен­ность Т. = по ап-му уч-ю все христиане «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1Пт2:9), ибо рожденные от воды и Духа становятся храмом Божиим, предоставив тела «в жертву живую, святую, благоу­годную Богу, для разумного служения вашего»(Рим12:1), по­этому «не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил» (Ин.15:16) и «поставил одних Ап-ми, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11), «их поставили пред Ап-ми, и сии помолившись возло­жи­ли на них руки»(Д6:6) – избрание 7-ми диаконов, «рукополо­жи­вше им пресвитеров в каждой церкви»(Д.14:23), «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Бо­гом» (Еф5:4); но поэтому непосредственно иметь власть и право законно совершать таинства и быть пастырем принадлежит не всем без различия верующим, а через «таинство свяще­н­ства, в кот. через  священнодействие молитвенного возло­жения архиерейских рук на голову правильно избранного и посвящаемого христианина от Самих И.Х. и Духа Св. низ­водится особая Божия благодать, сообщающая Божие полномочие совершать таинства и пасти стадо Христово» (прот.Малиновский), перед Вознесением Господь сказал уч-м «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; идите, нау­чи­те все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св.Духа, уча их солюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами до сконча­ния века»(Мф28:18-20, тройственное служение = пастырство = учить, священнодействовать, управлять), «итак, внимайте себе и всему стаду, в кот. Дух Святый поставил вас блюсти­те­лями (священство) пасти Ц. Господа и Бога, кот. Он приоб­рел Себе Кровию Своею»(Д20:28). Видимая сторона = с мо­мента сошествия Св.Духа на ап-в продолжается непрерывная нить «преемственного поставления» пастырей от Господа, не­изменными остаются возложение рук на голову изби­ра­е­мо­го и соборная молитва.

Невидимые действия Т.Священства = кроме видимого в Т. Свящ-ва преподаются особые дары (благодать научаю­щая и управляющая): «не неради о пребывающем в тебе да­ро­вании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»(1Тим4:14), «напоминаю тебе возгревать дар Божий, живущий в тебе чрез мое рукоположение»(2Тим1:6). Благодать Священства, как и правильное рукоположение не­изглаждается и неповторяется (о чем напоминает Тимофею).

102. Понятие о Таинстве Брака = «Брак есть Т., в кот., при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благославляется их супруж.союз, во образ духовн.союза Христа с Ц., и испрашивается им благодать чистого едино­душия. К благословенному рождению и Христианскому воспит.детей»(ПК Филарета); Брак есть действительно таинство «оставит чел-к отца и матерь.. и будут двое одна плоть, тайна сия велика есть»(Еф5:32); Господь почтил Своим присутствием и благословил брак чудом в Канне Гал. (Ин2:1-11). В Браке супруги взаимообогащаются св-ми друг друга, идут совместным путем в Ц.Б., Брак наз. «малой церковью» - имеет то же единство, что и в Ц. «большой Семье» = единение в любви по образу Лиц Прсв.Троицы, поэтому Брак нерасторжим «что Бог сочетал, того чел-к да не разлучает»(Мф19:6) . Видимая сторона = обручение (троекратное благословение брачующихся перстнями «обручается раб(а) Божий(я) рабе(у) Божией(му) во имя Отца и Сына И Св.Духа» + испрашивание благословения Божия на данный союз) и венчание (изъявляют о добро­вол­ьном взаимном согласии, дают взаимное обещание хранить союз в чистоте и святости до конца жизни + везложение вен­цов со словами «венчается» раб(а) Божий(я) рабе(у) Бо­жи­ей(му) во имя Отца и Сына И Св.Духа» + благославляет 3-жды со словами «Господи Боже наш славою и честию венчай я»). Невидимые действия Т. Брака = благодать Божия не­видимо низводимая через свящ-действие Брака союз мужа и жены с «великой тайной» соделывает по образу союза И.Х. с Ц. Благодать освящает, соединяет, одухотво­ряет брачный союз двух лиц в вечный союз и содействует к достижению целей этого союза: благословенному рождению детей, их воспитанию, взаимопомощи и облегчения тягостей жизни и предохранения самого брачного союза; благодать Т. Брака действует и на всю семью, и на окружающее общество.