Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 11

31. Природа и свойства ангелов = Природа ангелов: в Писании ангелы предстают как разумно-свободные су­щес­тва, И.Дам. дает определение ангела: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей","Один только Творец знает вид и определе­ние ангельской сущности". При­рода ангельского мира для нас непостижима. Мы не знаем даже: единосущны ли ангелы между собой?, так Лосский пишет, что каждый ангел — это отдельная при­рода, отдельный умопостигаемый мир.  Поэтому мы не знаем, являются ли все ангелы едино­сущными друг другу, как люди, или ангелы составляют несколь­ко различных ро­дов и внутри рода они единосущны, а между родами - нет, или каждый ангел обладает особой сущностью. Духовность или бестелесность ангелов; свойства ангелов как существ бестелесных; духовные силы и свойства ан­гелов (Евр.1:6-7) ангелы называются "духами". В Свщ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие ду­хов­ную природу. (Кол.1:16) ангелы называются неви­ди­мыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: "Дух плоти и костей не имеет"(Лк.24:39), но в Писании они всегда предстают в чувственных образах, в чел-х образах. Блж. Феодорит объ­ясняет:"Знаем, что природа ангелов бестелесна, а при­нимают они образ в пользу видящих". И.Дам.: "Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, явля­ются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сооб­раз­но тому, как смотрящие могут видеть их", по учению свв. отцов, бесплотность относительна. Тертуллиан, свт.В.В. и др.свв.отцы считали, что все­му тварному свойственна не­которая вещественность. И.Дам.разъясняет: "Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами", о телесности ангелов спорили Игнатий (Брян­ча­ни­нов – защищал мнение об относительной телеснос­ти анге­лов) и Феофан Затворник (отстаивал полную бесте­лес­ность ангелов), в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью: "Что же касается разу­мных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тон­кими воз­духо­об­разными или огненными телами" = ссылались на (Евр.1: 7): "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Свои­ми пламенеющий огонь" = чтобыобосновать возмож­ность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную, или эфирную телесность ан­ге­лов. Отнош.ангелов в простр.-времени: Утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отноше­нию к Богу = из Писания видно, что по отношению к свой­ствам пространства и времени ангелы обладают несрав­не­нно большей свободой, чем люди. Место пребывания ан­ге­лов в Писании называется различно: "небо небес" (3Цар. 8:27),"третье небо"(2Кор.12:2).  Когда они на­ходятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, поскольку не обладают свойством вездеприсутствия. Вечность ангельского мира не тождественна вечности Боже­ственной, поскольку ангель­с­кий мир, несомненно, имеет начало. Кроме того, ангельс­кий мир в той или иной степени подвержен изменению. Так, мы знаем, что часть ангелов пала. У свв. отцов встре­ча­ются высказывания о том, что ангелы способны непре­с­тан­но возрастать в стяжании вечных благ, что также пред­по­лагает некоторую соотнесенность со временем. Свой­с­твом ангельской природы является бессмертие (Лк. 20:36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по бла­го­да­ти? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения. Первое высказывает св. И.Дам. считает, что анге­лы бессмертны благодати, их существование не прекра­щается только по благодати Божией. Гр.Палама считал, что ан­ге­лы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки, в состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Бож.благодати, но тем не менее они не прекратят свое существование. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата. Совершенство ангель­ской природы – Ангелы наделенн разумом, свободной волей и чувствами =  радуются о кающемся грешнике (Лк.15: 10), но не имеют органов чувств = ангелам присуща спо­собность непосред­ственного познания вещей, без посред­с­тва внешних органов чувств. Совершенство ангельской при­роды выражается в особой бли­зости ангелов к Богу, Господь говорит: "Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Мо­его Не­бесного"(Лк.18:10), (2Пт.2:11) = о могуществе ан­ге­лов, которые превосходят людей крепостью и силой + свя­тость, Господь называет их святыми (Мф.25:31), но со­вер­шенство ангельской природы ограничено = (Иов.4:18), что Бог "и в Ангелах Своих усматривает недостатки". Разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, т.к. только Сам Бог знает Свое суще­ство (1Кор.2:11). Они не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет, им неизвестен день и час 2-го пришествия (Мк.13:32), Ангелы не постигают во всей полноте тайны Искуп­ления (1Пт.1: 12), ангелы не могут творить чу­дес своей собственной си­лой, а по бла­годати от Бога. Вопрос о сравнительном совер­шенстве анге­лов и человека: 1) Помазанский: ангелы более совер­шенные существа, нежели человеки = (Евр.2:7)"Не много Ты унизил его пред Ангелами";  2) прп. Макарий Еги­петский:"Человек драгоценнее всех тварей, даже ос­ме­люсь сказать, не только видимых, но и невидимых", в ли­це своих лучших представителей чел. род пре­восходит ан­гелов = И.Х. как ис­тинный Человек, по человечеству Сво­ему выше ангелов, Богородица как "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим" выше всех ангель­с­ких чинов.  Гр.Палама:"соединенный с телом дух об­ла­да­ет живитель­ной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных, ангел как чистый дух не имеет твор­ческой силы, т. к. не соединен с материальным телом". (Евр.1:14) = ангелы находятся в некотором подчиненном положении по отношению к людям: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" = цель ангелов — служение человеку. В действительности мы не знаем, явля­ется ли ан­гел только исполнителем Божественной воли или же он сам может ставить перед собой цели, формулировать задачи и действовать для их осуществления. Синтез мне­ний сделал Гр.Палама: человек находится сейчас значи­тельно ниже ангелов, но по образу человек более, нежели ангелы - он может достичь боль­шего совершенства, т.е. степень богообразности человека больше, чем у анге­лов.