Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 20

47. Грехопадение прародителей = До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выбо­ре между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребыва­ли в сос­тоянии блаженного младенческого неведения прародители и до падения были способны различать добро и зло. Сам Бог научал первых людей различению доб­ра и зла: "Нехорошо быть человеку одному " (Быт.2:18) =  определение зла - по сущности оно есть разделение, одино­чество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения. Если бы прародители до грехопадения совершенно не раз­ли­чали добра и зла, то они были бы безответственны, и грех не мог бы быть им вменен. Нравственная вменяемость предпо­ла­гает не только знание, но и свободу. Первая причина паде­ния (повод) был змей; вторая – они сами, Ева поверила змию более, чем Творцу, увлеклась мечтой стать равной Богу, что родило тройную похоть (плоти, очей, гордости житейской), Адам послушался более жены, чем заповеди Бога, из-за при­страстия к ней, а не по необходимости. Заповедь была легка + ограждена страшной угрозой + в них постоянно обитала благодать Божия = все условия для соблюдения заповеди. По­чему Бог все-же дал диаволу искушать их и пасть им = да­ровав свободу, Бог потребовал добровольного исполнения добродетели, а не по необходимости – это было необходимое испытание свободной воли, чтобы добродетель была личнос­т­ным выбором, а не просто природным свойством. Создание существа чувственно-духовного необходимо для вселенной: «Знал, что Адам падет, но приготовил врачество для возста­ния, попустил чел-ку испытать смерть, чтобы научить, чего чел-к может достичь сам, а чем пользовался по благодати, Бог видел, что от Адама произойдут дивные пророки, апос­толы и облака мучеников, источающие благочестие»И.Зл. . Сущность грехопадения = есть преслушание, нарушение запрещаю­щей заповеди - поста, воздержания, пост есть при­уготовление, необходимое испытание его свободной воли, чтобы добродетель человека являлась непросто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личност­ным выбором = Бог попускает диаволу искушать чел-ка = рано или поздно этот пост должен был окончиться и увен­чаться причастием чел-ка Богу, переходом чел-ка на более высокую ступень совершенства. За грехом прародителей - нежелание нести свой крест.  Человеку был предложен труд физический "возделывать и хра­нить "рай (Бьгг. 2:15), ин­теллектуальный (наречение имен животных (Быт. 2:19- 20)) и постнический. Но человек добровольно отверг предложен­ный ему Богом путь и выбрал более легкий путь змия - "вку­си­те ... и вы будете, как боги" (Быт. 3,5) — путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом,  без труда, прежде всего нравственного: грехопадение — это комплекс грехо­в­ных действий и состояний. Центральное место среди них за­ни­мает гордость =  сознательное или бессознательное стрем­ления, стать богом помимо Бога. Бог дает первым людям возмож­ность покаяться, но гордость толкает их на путь самооправдания..

48. Следствия грехопадения= проклятия.  Проклятие не месть Бога за нарушение Его воли = грех саморазруши­те­лен,  чел-к совершил противоестественный выбор и навязал всему материальному космосу. Будучи всемо­гущим, Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в пре­жнем со­стоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал это­го = проклятие = изме­нение состояния чел-ской природы, искажении способа ее суще­ствования, а также в изменении внешних условий существования че­л-ка для исправления чел-ка через смирение его гордыни и приведение его к по­ка­я­нию,проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, как Источником жиз­ни = Бог, руко­водствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. По­следс­т­вия в отнош. Бога и чел-ка: до грех-ния отношения радостно­го послушания, общения с Богом, душа и тело человека были "пропитаны" благодатью, то теперь Бог начи­нает восприни­ма­ться человеком как внешний объект, приближение вызы­ва­ет в человеке не чувство любви и радости, а страх (Быт.3: 10) = чел-к уже не может увидеть Бога и не умереть, не мо­жет общаться с Ним лицом к лицу (Исх.33:20). Последствия в природе человека: = дух, душу и тело имели строгое сопод­чинение = дух к Богу, душа подчинена духу, тело – орудие души = весь материальный мир был продол­жением чел-кой телесности. Грех опрокинул эту изначальную иерархию = дух и душа без связи с Богом порабощаются телу, как ис­точ­нику страстей = ложная духовность. Без благодатной помо­щи чел.природа не способна к бесконеч­ной регенерации, ре­сурс человеческой природы начинает истощаться, наше ес­тество становится тлен­ным - это означает подверженность естества страдательным со­стояниям (болезни, скорби, ус­та­лость от труда, физическая боль ит.д.) +  означает разру­ше­ние, распадение цело­го на составляющие элементы – в итоге смерть, самое главное и самое страшное следствие грехо­па­дения. Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, грех обладает свойством накапливаться -  в конце концов уподобился бы демонам (смерть духовная). По­пу­ще­ние смерти и изгнание человека из рая, делающее недосту­п­ным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состо­янии духовно-нравственного ничтожества + неотвратимость смерти открывает для чел-ка путь покаяния. Последствия в отношениях между людьми: грех атомизировал чел-кую природу, по замыслу Творца чел-к изначально представлял собой множество лиц, сущес­т­вую­щих в единстве природы (Быт.1:27),  Адам и Ева как бы про­ни­кали друг друга, составляя единое целое, между ними не было внешней границы = грех рассекает эту внутреннюю со­борность чел. естества,  каждая личность замыкается в самой себе как бы в некоей скорлупе, а других начинает восприни­мать как нечто внешнее по отношению к себе = (ПК) "В ре­зультате природа дробится на множество индивидов, каж­дый из которых живет лишь для себя индивидов, веро­лом­ных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь " = первым следствием греха явилось чувст­во сты­да (Быт.3:7), между людьми устанавлива­ются отно­ше­ния отчужденности, подозрительности и вражды. Последст­вия между миром и человеком:  явилось поисти­не космичес­кой катастрофой, чел-к является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определя­ется состоя­ние всего мира и возможность усваивать Божественную бла­годать, чтобы (Гр.Нисс.) «единая некая благодать равно­чес­т­но проходила по всей твари...» + "вся тварь совокупно сте­нает и мучается доныне" (Рим. 8:22) =  владыка твари (Быт. 1:28) утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания = земля отказывается кормить сво­его хозяина, произращая "терния и волчцы" (Быт.3:18).