Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 31

83. Глава Ц. – Христос Спаситель = современная эк­клезиология христоцентрична, но вост.предание и христо­лог-но, и пневматолог-но «Бог все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего (Св.Духа) все во всем»(Еф1:22-23) = единая миссия двух Лиц, но есть различия действия. И.Х. есть «путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, только как чрез Него»(Ин14:6), плоть Христова есть завеса вхождения в небесное святилище (Евр10:20); для Церкви И.Х. есть Глава, а Церковь – Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы, как Архитектор Он определил законы жизни Ц. и ее внутр.структуру «одних Ап-ми, др. прор-ми, иных Евангелистами, иных пастырями и уч-ми.. на служения для созидания Тела Христова»(Еф4:11-12) = «Хри­стос, как глава, разделяет дарования и сочетает члены Тела в единое стройное Тело»(блж.Феодорит). Дух Святый – Па­ра­клит = действует в Ц. двояко: 1) «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого»(Ин20:21-22) = относится к Ц. в целом как к единому Телу, Дух подается всем ап-м как единому целому, Фомы не было, но это не сказалось на его апостольство, здесь Св.Дух не есть личное присутствие, а «связь единства Церкви»(Гр.Нисс.), как власть священно­началия, это не для отд.личностей, это не личная святость их, а безличная сила, служебная по отнош. ко Христу = христо­лог-й аспект Ц., посредством Св.Духа Господь управляет Своею Церковью, крещение «от воды и Духа»(Ин3:5), Гос­подь установил таинства, но совершает их силой Св.Духа (как в Евхар. осущ-ся преложение); неличное присутствие Св.Духа в Ц. придает объективность богослужениям, пос­тановлениям церковной власти, формулам Соборов, иконо­по­читанию; 2) пневматологический аспект Ц. = Церковь есть Тело Христово, заключенное в Ипостаси Христа, а значит и образ Прсв.Троицы (множество Ипостасей или Личностей в единстве природы) = множество людей призы­ваются в Церковь и таинственно соединяются, но соедине­ние в одно тело не устраняет личностного многообразия Церкви, т.к. христолог.аспекту соотвествует дарование Св. Духа в вечер первого дня Воскресения, то пневмото­лог. аспект - сошествие Св.Духа в 50-цу, когда это была не безличная сила, само Лицо Прсв.Троицы, не зависимое от Сына по Своему ипостасному происхождению, здесь Дух сообщается не всей Церкви, а каждому члену в отдельности, отмечает каждого члена Ц. печатью личного отношения к Прсв.Троице, присутствуя в нем и делая его сыном Божиим = цель жизни чел-ка в Ц. есть обожение как стяжание Св.Ду­ха, Который усвояет верующим благодать, делая их святы­ми; богословие строго отличает это Лицо Троицы от сооб­ща­емых Им людям даров; Бож.естество, которое Св.Дух сооб­ща­ет людям в Ц., делая их «причастниками Божественного естества»(2Пт1:4) через сообщение им нетварной благодати, но благодать имеет свое ипостасное начало в Духе, не зави­симое от Сына, Который есть ипостасная Глава Церкви, т.е. не будь этого (дуновение и 50-ца есть одно тоже) наша личность сливалась бы с личностью Христа (что-то вроде буддистской концепции спасения или аналогия с учением филиокве, где личностное достоинство Духа ипостасно за­ви­симо от Сына) = не случайно филиокве идет от блж.Ав­гус­ти­на, который первым предложил уч-е о непреодолимом дейст­вии благодати, упраздняющем чел-кую свободу. Крещение, священнодействия, иерархия, церковная власть, священные символы – благодать объективна, имеет хар-р предопреде­лен­ной необходимости и не зависит от личной святости и намерения ее носителя, Дух здесь как подчиненная Христу сила для единства церковного тела = христологический ас­пект Церкви. В пнемотологическом аспекте благодать субъ­ективна, как избранничество: проявление благодати в мощах, в святых местах явления Божией матери, в целебных ис­точ­никах, иконах, благодатных дарах, в чудесах, в святых = Дух не как подчиненная Сыну сила, а самостоятельное Лицо, Ко­т-ое сообщает благодать отдельным личностям «как Ему уго­д­но» (1Кор12:7-11). Церковь не только единое Тело в Божес­твенной Ипостаси Христа, но и множество тварных ипос­та­сей в благодати Св.Духа = два аспекта: обожение чел-ой природы, которое соверш.во Христе, в наших личностях совершается посредством Св.Духа при нашей воли = ветвь прирастает к лозе и усваивает обоживающую благодать.

84. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христовой = те св-ва, без которых Церковь не была бы Церковью, 4-е св-ва из Сим­вола, а др. есть производные = непогрешимость – след­ствие святости и соборности, католики на Триденском Соб. (XVI в.) 30 св-в ради изменения сущности святоотеч.уч-я; протестанты добавили два св-ва: а) чистое проповедание слова Божия (ради уч-я об оправдании только верою), б) правильное (слова и действия) совершение таинств = оба есть производные от святости и апостольства. Единство Церкви = Господь создал Церковь, а не церкви «Я создам Ц. Мою, и врата ада не одолеют ее»(Мф16:18); в притчах «единое стадо»(Ин10:16), единая лоза (Ин15:1), о единстве Он молился «Да будут все едино»(Ин17:21); Павел мыслит Ц., как нечто нумерически единое «одно тело во Христе, а порознь.. члены»(Рим12:5) + «одно тело и один дух.. один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф4:4-6). Но единство Церкви нечто большее, чем просто одна, она едина = принцип ее бытия, это не колич., а качеств-я хар-ка = внутреннее единство Церкви есть единство ее Главы И.Х. и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бытия Церкви как связь (сила) ее единства = отличие от всех иных видов объединения людей, не просто общество единомышленников, не некая идеальная организация, но изменение образа бытия, «взаимное сгармо­ни­ро­вание» (И.Дам.) = «преображение индивидуального выживания в общение любви»(Янарас) = единство по образу бытия Лиц Прсв.Троицы «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе»(Ин17:21). Внешне: единство веры (Сим­вол), ед-во таинств и богослужений, ед-во преемства епис­копата, ед-во церковных канонов. Евхаристическое общение есть основание единства поместных Церквей = общение в молитвах и в таинствах, особенно в Евхаристии (да и сама Православная Ц не имеет единого видимого главы).