Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 12

32. Промышление Божие в мире ангельском. Слу­же­ние ангелов Богу = Промысл Божий о мире духовном име­ет двоякий характер: духовный мир по нравст. хар-кам не­однороден, существуют добрые ангелы и падшие (демоны, или бесы) = промышление Божие о них различно. Промы­сел Божий об ангелах добрых выражается в сохране­нии их бытия, направлении и содействии достижению целей их бытия (достижении совершенства и блаженства). Этих це­лей добрые ангелы достигают двумя способами: а) Прямой путь служения ангелов Богу = примеры прямого служения ангелов Богу из Писания: видение пророку Исайи серафи­мов, непрестанно вос­певающих песнь Богу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (Ис.6:2-3), аналогия в книге Откр.(4 и 7 глл.), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и которые служат пред престолом Божиим; И.Дам.: "Ан­гелы созерцают Бога, и это служит им пищей,.. таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения"; б) Косвенный путь служения ангелов Богу = примеры служения ангелов Бо­гу в качестве орудий Про­мысла: разрушение Содома и Го­морры (Быт.19:1-13), ангел, сходивший в купальню Ви­фез­да и возмущавший воду (Ин.5:4). Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира (Откр. 7:2;14:18;16:5). Особо ангелы служат делу спасения: Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор.33:2); Ангелы при­ни­мали участие в деле Ис­купления (Благовещение, Рождес­тво, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение) и распространения Церкви (ангел вывел ап. Петра из тем­ни­цы).

33. Ангелы как орудия промысла Божия о мире во­об­ще и о роде человеческом = служения ангелов Богу в ка­честве орудий Про­мысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт.19:1-13), ангел, сходивший в купальню Вифезда и воз­мущавший воду (Ин.5:4). Ангелы исполняют волю Вседер­жи­теля о стихиях мира – ангелы вод, ветров, огня (Откр. 7: 2;14:18;16:5), Гр.Бог «одни из них предстоят Богу, дру­гие своим содействием поддерживают целый мир, каж­дый из них получил в заведование какую-дибо часть все­ленной или приставлен к чему-либо только одному в ми­ре», Афинагор «Ангелы поставлены для управления сти­хиями, небесами, миром и всем, что в нем», Дмитрий Ро­с­товский «отдельные ангелы поставлены над разными ча­стями мира, над животными, над растениями и, вооб­ще, над всеми видимыми предметами»= отсюда состав­ля­ется небесная иерархия. Архангелы: Михаил – Архистра­тиг небесных воинств, Гавриил – вестник Бож.таин, Ра­фа­ил – целитель, Уриил – пробуждает любовь к Богу и просвещает помраченных грехами к богопознанию, Сера­фиил – научающий молитве, Иегудиил – помощник в ас­ке­тике, ревностный защитник славы Божией, Варахиил – престоящий престолу Божию, служитель Божиего благо­словения, Иеремиил – «высота Божия» (в апокрифах ох­ра­нитель душ в преисподней – Толк. Библия Лопухина). Особо ангелы служат делу спасения: Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор.33:2); Ангелы принимали участие в деле Ис­купления (Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение) и распространения Церкви (ангел вывел ап. Петра из темни­цы).

34. Ангелы-хранители целых народов, обществ = Об ангелах-хранителях народов и обществ в Свщ. Писании говорится очень немного. Все догматическое учение об анге­лах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила, где князь (ангел еврейского народа повергал слезную молитву пророка Даниила пред престолом Божиим за бедственное положение евреев в пле­ну вавилонском, о том же молится Михаил (гл.князь иудей­с­кий), но им противится князь царства персидского, дейст­вующий в пользу своего народа, упомянут князь Гре­ции. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом це­ли. Они особенно заботятся о просвещении светом истин­ного богопознания и о благочестии. Помимо главы 10 кн. Даниила мож­но сослаться на главу 1 Откровения, где го­ворится об ангелах церквей, однако это место Свщ. Писа­ния не имеет однозначного истолкования в православном Предании, поэтому нельзя одно­значно утверждать, кто подразумеваются под ангелами церк­вей. Логично счи­тать, что раз народы и общества имеют своих ангелов-хранителей, то и церкви должны иметь своих ангелов-хранителей. Но, возможно, под ангелами здесь подра­зу­ме­ваются предстоятели церквей, которые тоже могли называться ангела­ми.

35. Ангелы-хранители частных лиц = в Писании об ангелах-хранителях частных лиц упо­минается в (Мф.18: 10). Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, далее добавляет, что "Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного". После того как ап. Петр чудесным образом освободился из темницы, он пришел в дом Иоанна Марка, где было собрание Иерусалимской общины, и постучал в дверь, служанке, услышавшей голос Петра не поверили и сказали, что это Ангел его (Деян. 12, 15). В какой момент человек получает ангела-хранителя? - распространено мнение, что ангел-хранитель дается че­ло­веку при Крещении. А у человека некрещеного? - если у крещеного человека ангел-хранитель имеется всегда, с мо­мента крещения, то некрещенному ангел-хранитель по осо­бым причинам может быть на время дарован, как, напри­мер, был приставлен архангел Ра­фаил Товии на время ис­полнения его миссии. Ангелы-хранители не оставляют че­ловека даже по смерти. Соглас­но притче о богаче и Лазаре, ангелы относят души усопших в соответствующие места пребывания. По отношению к человеку, которому ангел дается, он является хранителем его души и тела (Пс.90: 10-11) и молитвенником пред Богом (Тов.12:15). Чело­век своим образом жизни может отогнать от себя своего ангела-хранителя. Свт. Вас. Вел. (Беседа на 33 Пс.): "Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердя­щий грех". При­миряет человека с его ангелом-хранителем по­каяние, от которого у ангелов бывает радость на небе (Лк.15:10).