Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 18

44. Назначение человека = можно выделить три ас­пекта: назнач. чел-ка по отнош. к Богу, назнач. чел-ка в отнош. к самому себе и назнач. чел-ка по отнош. ко всему творению. По отношению к Богу Павел (Деян.17:24-27): "Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощу­тят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас". Ин. Злат.: "Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к по­зна­нию Его, даровал то, что через это мы можем найти и до­стигнуть Его" =  назнач. чел-ка по отнош. к Богу есть по­знание, соединение и служение Богу =  назнач. чел-ка по отнош. к Богу мало отлича­ется от назнач. ангелов. На­з­на­чение по отношению к самому себе = чтобы через рас­крытие сил и способностей достичь полной меры богопо­до­бия = единения с Богом, причастия Божественного естес­т­ва, участия в Божествен­ном блаженстве. Практически на­з­начение человека по отно­шению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. Пис­а­ние говорит о цели человеческой жизни как о достиже­нии совершенства в Боге (Мф.5:16): "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­славляли Отца вашего Небесного",(Мф.5:48): "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Писание о назначении человека по отношению к себе как о возрас­та­нии в любви для соединения с Богом (1Ин.4:16): "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем", (1Кор.2:9): "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Назначение человека по отношению к без­лич­ному творению =  замысел Божий о мире подразу­ме­вает спасение всего творения = в конце времен "будет Бог все во всем" (1Кор.15:8). Приобщение тварной природы к жизни Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личностной свободы. Единствен­ной нетварной сущностью, ко­торая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. Писание и свя­тоотеч. Пре­дание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению этой конечной цели. Образ бытия мира зависит от духовно-нравствен­ного состояния человека: "... тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и са­ма тварь освобождена будет от рабства тлению в свобо­ду славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:19-22). Антич.авторы называли человека малым миром, то Гр. Нисс. дает наи­ме­нование «малый бог», т.е. существо, способное управлять ми­ром, свободно опреде­ляться по отношению к природной необходимости. Тот же св. отец называет человека прово­д­ником Божественных действий на всякую тварь. Максим Исп.:"человек призван

45. Понятие о промысле Божием. Действительность промысла Божия вообще. Предметы Божественного промысла. Действия промысла Божия. Образы Божественного промышления о мире.

46. Необходимость промышления Божия о перво­з­дан­ном человеке = Совершенство первозданного человека не было полнотой ду­ховно-нравственного совершенства = пре­дстояло духовно раз­виваться и совершенствоваться путем собственной деятельно­сти. В богоподобной и без­грешной природе ему была дарована только способность к постепенному и нескончаемому совершен­ству = человек был сотворен обоживающимся, способным к принятию все большей благодати = соработничество, синергия Бога и человека = человек изначально нуждался в Божественном со­действии (в промышлении), чтобы богоподобные задатки его природы могли раскрыться: 1) чел-к изначально был выделен из окружающего мира — Эдемский сад (чувст­вен­ный и духовный); 2) для укрепления сил душевных и телесных Бог запове­дал Адаму "возделывать и хранить рай" (Быт.2:15) - запо­ведь труда; 3) Бог привел к Адаму всех животных и смотрел, каким образом Адам наречет их Быт.2:19) - развитие самосознания и мыслительных способностей, дара слова, сознания царского преиму­щес­тва над всеми земными существа­ми; 4) чел-ку было даро­вано особое древо жизни (Быт. 2, 9), в Прост.Катих. "пи­та­ясь плодами его, человек и телом был бы безболезнен, и бессмертен" = вкушением плодов с этого дерева осущест­влялась полнота общения человека с Богом, причастие Божественной жизни =  прообраз таинства Евхаристии; 5) запрет вкушать от древа познания добра и зла (Быт.2: 17) = заповедь поста и послушания, для укрепления воли, нравственного развития,  сознательного повиновения во­ле Божией, без чего совершенствование невозможно = ис­пы­тание нравственной свободы с целью решительного утверждения ее в добре, через отношение к этому древу первые люди опытно узнали различие между добром и злом, которое есть нарушение воли Божией – это запо­ведь стала первым заве­том между Богом и человеком, где Бог и человек принимают на себя некоторые взаимные обя­­зательства, к попечению Божию о первозданном че­ло­веке следует отнести и непосредственное общение с Богом, которого человек был удостоен в раю, и до и после гре­хо­падения Бог неоднократно являлся первым людям и удос­та­ивал их Своего общения, которое было необходимо для них. Первобытное состояние человека = Совершенство чел-кой природы до грехопадения =  чел-к был создан совершен­ным:"И я нашел, что Бог сотворил человека пра­вым" (Еккл.7:29), но был призван к совершенствованию в свете трех аспектов своего назначения: "Будьте совершен­ны, как совершен Отец ваш Небесный"(Мф.5:48) = Ин. Дам.:"человеческая природа была созда­на обоживаю­щей­ся", но то время он не был человеком обоженным. Как в таком случае понимать слово "совершенный"? Изначаль­ное совершенство человека заключалось в том, что человек со все­ми его силами и способностями вполне отвечал тому назначе­нию, для которого он создан. В нем не было Ника­ких призна­ков противления добру. Более всего совершен­с­т­во его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Бо­жественной жизни,  благодать не бы­ла внешним дополнением к человеческому естеству, она изначально присутство­вала в человеке и сообщала ему спо­собность к дальнейшему усвоению обоживающей энер­гии. И по душе, и по телу человек пребывал в благодатном состоянии. Все его силы, и разум, и воля, и сердце нахо­ди­лись на высокой степени совершенства, которая несоизме­ри­ма с состоянием этих способностей после падения. Лос­ский: "Человек (до грехопад.) изнутри познает живые су­щества, проникает в их тайну, повелевает их богатством" + "Тогда язык совпадал с самой сущностью вещей,… когда сердца пламенеют любовью ко всему тварному миру: пти­цам, зверям, ко всей твари". Воля человека характе­ри­зо­валась нравственной свободой. Нравственная свобода первозданного человека означа­ет не только его свободу от наличия греховных расположений, но также и обладание положительно добрым направлением воли. Отношения человека с Богом до грехопадения суть отношения всеце­ло­го и радостно­го послушания. Сердце человека не знало порочных движе­ний, а тело представляло собой послушное духу орудие, свободное от болезней разрушительного воз­действия внешних стихий. Устроение человеческого есте­ства было строго иерархично: тело пребывало в послуша­нии душе, душа — духу, а дух был всецело обращен к Бо­гу. Был ли Адам до грехопадения бессмертен?: "Бог не со­т­во­рил смерти и не радуется погибели живущих", "Бог создал человека для нетления" (Прем.2:23). Иными словами, че­ловек не был ни необходимо смертен, ни необходимо бес­смертен, но в зависимо­сти от направленности своей сво­бод­ной воли способен и к тому, и к другому. Цель чел-­кой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможнос­ти не умереть возвыситься до состоя­ния невозможности уме­реть. Это обстоятельство имеет весьма важные догмати­че­с­кие и антропологические последствия. Смерть не является свойством человеческой природы и, следовательно, для чел-ка неестественна.  Блж. Августин ("О гра­де Божием") учит: "человек не умер бы, если бы не согрешил. Ибо, если бы Бог сотворил его вна­чале бессмертным, то сделал бы его Бо­гом. Если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он со­тво­рил его способным и к тому, и к другому, чтобы, если устре­мится он к тому, что ведет к бессмер­тию, исполняя заповедь Божию, то получил бы от Него в награ­ду за это бессмертие и сделался бы богом. Если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, то сам был бы виновником своей смерти, ибо Бог создал человека свободным и самовласт­ным". Раз­личал ли Адам добро и зло до грехопадения? Если бы чело­век совершенно не различал до грехопадения добра и зла, то таким образом он был бы безответственен, как живот­ные, и сам грех как преслушание воле Божией не мог быть ему вменен. До грехопадения человек не колебался в выборе между добром и злом, не был в состоянии блажен­но­го младенческого не­ведения. Прп. Макарий Егип.: "Чело­век был владыкою всего, начиная от неба и до доль­него, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием" = способ­ность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, — эта способность у Адама до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей раз­личению добра и зла. В частности, перед сотворением жены Господь ска­зал: "Нехорошо быть человеку одному". Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло — одиноче­ство, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие об­щения.