Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 7

23. Различие Божественных Лиц по Их личным свой­ствам: личное свойство Бога Отца, личное свойство Бога Сына и личное свойство Бога Духа Святого = Ипостаси суть Личности, а не безличные силы, Ипостаси обладают единой приро­дой: как их различать? Все бож.св-ва,  апо­фат. и катаф., относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям = различия Божественных Лиц вы­ра­зить не могут = нельзя дать опреде­ление каждой Ипос­та­си при помощи Бож. имен. Личность уникальна и неповто­рима, она не поддается определению = личность вос­при­ни­мается только через отношение к др. личностям. Отнош. между Отцом и Сыном = «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1: 18), «Так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего едино­родного»(Ин.3:16), «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»(Кол.1:15). Пролог Ев. от Иоанна «Слово было у Бога» =  "у Бога" — Лосский пишет: «от­но­шение между Отцом и Сыном есть пред­вечное рождение… Евангелие вводит нас в жизнь Боже­ственных Лиц Пре­св. Троицы".  Тринитарное положение Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утеши­теля, да пребудет с вами вовек»(Ин.14:16), «Утешитель же, Дух Святый, Кот-го пошлет Отец во имя Мое»(Ин.14:26) =  Св.Дух-Уте­ши­тель от­личен от Сына, Он есть другой Утешитель (Сын – первый, Утешитель-Спаситель),  между Сыном и Духом нет противопоставления или соподчиненности. Эти стихи указывают только на разли­чия между Сыном и Духом че­рез отношение  к Отцу. «Духе истины, Который от Отца исходит»(Ин.15:26). "Исхождение" есть ипостасное св-о Св.Духа, кот. отличает Его и от Отцаг, и от Сына. Личные (ипостасные) свойства: отношения предвечного рож­де­ния и предвечного исхождения опр. личные св-ва Лиц Пр. Троицы следующ. терминами: у Отца — нерожденность, у Сына —рожденность и исхождение у Святого Духа = Личные св-ва суть несообщимые, вечно неизменные,   Св. И. Дам. пишет: "Нерождаемость, рождение и исхождение — толь­ко этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Свя­тые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипо­стаси".

24. Бог есть Первопричина мира. Бог произвел все существующее через творение. Возражения против дог­ма­та о творении = Прав. догм. бог-вие учит, что Бог есть Пе­р­вопричина или Виновник бытия мира =  существу­ющ. в про­странстве и во времени, имеет причину бы­тия в Боге и не возник сам собою, беспри­чинно или случайно. «В нача­ле сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1),  «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3), «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое»(Кол.1:16). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме почти всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе го­воря, произвел все существующее через творение. Согласно христ. уч-ю, Бог,  как аб­солютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир соз­дал по мановению Своей воли, не нуждается в исходном ма­­териале, творит мир не только по форме, но и по сущес­т­ву. «Шестоднев» свт.В.В. = «Бог прежде творения поло­жил в уме…, помыслил о том, каким должен быть мир (фор­ма) и произвел материю, соответственную форме ми­ра». Несовместимость дуалистических (греч. фил-я = ду­а­лизм материи-хаоса и демиурга-«ремесленника», созер­ца­ющего мир идей; Бог Аристотеля не есть личный Бог, а лишь условие мирового движения = перводвигатель; зо­ро­астризм = борьба враждебных начал светлого и темно­го) и пантеистических уче­ний (отождествление мира и Бога, растворяет Бога в природе, или природу в Боге, эма­на­ция-истечение + мировая Душа порождает вещи твар­но­го мира; имманация Спинозы = проявление божественной субстанции в пространстве и времени; Шеллинг, Гегель = мир как саморазвитие Божественного начала, абсолютной идеи от низшего к высшему) с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что, во-первых, они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совер­шенства. Во-вторых, вводят в Божественную жизнь понятие необходимости, которая довлеет над Самим Богом. В-тре­тьих, эти учения (прежде всего это касается пантеизма) не могут разрешить проблему зла и человеческой свободы = эти учения обесценивают самое значение творческого акта, как творения того, чего «не было»: "Посмотри на небо и зем­лю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ниче­го" (2Мак.7:28). Только с сотворением мира воз­ни­кают время и пространство как формы существования мира, и категориями времени и пространства определяются поня­тия "до" и "вне". Поэтому вопрос о том, что было вне Бога до того, как Он сотворил мир, абсурден.  Указания Писа­ния на сотво­рение мира из ничего =  (Быт.1:1) сказано, что Бог сотворил небо и землю = евр. глагол "бара" = зна­чение сотворения из ничего, создание чего-то со­вер­шенно нового, ранее не существовавшего, т.к. земля была «без­видна и пуста» Христ. космология и космогония отлич. от языч. учений о происхождении мира и от монотеист. ислама и иудаизма, где нет учения о Пресвятой Троице, не придается большого значения идее творе­ния из ниче­го, в иудаизме учение о творении из ничего утверди­лось только в 11 веке по Р.Х. усилиями такого известного иудейского богослова, как Маймонид, в Талмуде есть са­мые разные кон­цепции происхождения мира, а в учении об эманации, пантеисти­ческие идеи являются по существу официальными. В иудейской мистике, в Каббале, творение мыслится как сжимание Бога в безразмерную точку, чтобы освободить место для мира = недопустимо натуралистиче­с­кое представление на основе недооценки принципиальной иноприродности Бога и мира = тварное и нетварное разли­чны в принципе. Возражения: а) лат. поговорка = «из ниче­го ничего не бывает», но это значит лишь, что ничто не воз­никает без причины, христ-во говорит, что как раз мир имеет причину в Лице Бога; б) аргумент, что тогда откуда в мире зло? = Бог зло не творил, тварное бытие не обладает полнотой совершенства в сравнении с Богом-Абсолютом, а злоупотребление разума свободой есть причина зла; в) бо­го­борческий абсурд позитивистов = требование возмож­но­сти экспериментально воспроизвести чудо творения.