Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 37

103. Понятие о Таинстве Елеосвящения = «Т-во, в кот. при помазании тела елеем, призывается на больного благо­дать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные» (ПК Филарета). Установление Т. = берет свое начало от ап-лов, которые получили власть над нечистыми духами от И.Х. (Мк.6:7) и пошли по два «и проповедовали покаяние; изго­ня­ли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеля­ли» (Мк.6:13), ап.Иаков свидетельствует «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господа. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»(Иак 5:14-15) + болящий получает так же прощение забытых грехов = «это есть вос­полнение отпущения грехов в Т-ве Покаяния – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спаси­тельным врачеством во все его полноте и спаситель­ности» (митр. Макарий); действует особая исцеляющая благодать.  Видимая сторона = молитва веры при помазании, вещество - освященный елей (оливковое масло), само помазание (7 раз = чело-лоб, ноздри, ланиты-щеки, уста, перси-грудь, ладони – верх и низ). Благодатные действия Т.Елеосвящения = а) исцеление немощей телесных; б) исцеление немощей ду­ше­в­ных, когда священство просит за больного пред Господом и умоляет даровать отпущение грехов (возможно и забытых), дабы очистить его совесть и исцелить.

104. Телесная смерть и безсмертие души = идея бес­смертия души чисто христ-ая, Откровение говорит о бес­смер­тии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности чел-ка «Бог создал чел-ка для нетле­ния и соделал его образом Своего вечного Бытия, но завис­тью диавола вошла в мир смерть»(Прем2:23), смерть не есть существенное св-во чел.природы, у нее случайный хар-р из-за злоупотр.свободой; Писание говорит о смерти тела, как о переходе из одной формы бытия в др. «скоро должен оста­вить храмину свою»(2Пт1:14, далее наз.смерть «отшестви­ем»), «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах»(2Кор5:1), «время моего отшествия настало»(2Тим4:6), «не бойтесь, убивающих, ду­ши же не могущих убить»(Мф10:28), «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»(Лк20:38) + притча о богаче и Лазаре(Лк16:9-13) = против адвентистов 7-го дня и некоторых протестантов, что душа умирает вместе с телом, а потом воскресает с телом в последний день, а Писание го­ворит, что душа сохраняет сознание и после смерти до 2-го Пришествия и всеобщего Воскресения. 1Тим6:16, что Бог есть Единый имеющий бессмертие – мог бы уничтожить Свое творение, бессмертие души есть дар милости Божий, но и сам по себе тварный дух по своей воле не может самоуни­чтожиться.

105. Частный суд = телесной смертью оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния, начинается индивидуальный суд «чел-кам положено однажды умереть, а потом суд»(Евр9:27) = док-во суда в притче о Лазаре, «и при кончине чел-ка открываются дела его»(Сир11:27); Бог не нуждается в исследовании правоты или виновности чел-ка по Своему всеведению, но это «исследование» делается в смысле приведения души грешника к осознанию своего нра­в­ственного состояния посредством совести; так же и выне­се­ние приговора нельзя понимать в смысле судейского реше­ния, т.к. это есть действие воли Бога введение в блаженство или отвержение от Царства Божия; нам трудно отвлечься от чел-ких формальностей суда, поэтому во образ их сущест­вует сказание о мытарствах, как пути в Ц.Н. через судебно-испытательные заставы, охраняемые злыми духами, которые обличают душу в разных грехах, но нам надо понимать это чисто в духовно-нравственном смысле = «умер нищий (Ла­зарь) и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово»(Лк16:22) или «безумный! В сию ночь душу твою возьмут(«истяжут» злые духи по ц.-сл.) у тебя»(Лк.12:20), т.е. мытарства = это, когда душе подается помощь в деле нравственного самоосоз­нания или самоосуждения при посредстве духовных сил, им Бог попускает действовать, как орудиям Своего правосудия. Мздовоздаяние после частного суда: состояние правед­ных после частного суда = два состояния, праведников и грешников, рай и ад; у рим.кат-ов три – блаженство, чис­ти­лище и геена. Посл.Вост.Патр.: «Разлучившись с телом души тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; но не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, которые получат после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» = страдание или блаженство носят после час­т­ного суда предварительный хар-р. Состояние душ греш­ни­ков после частного суда = 1) блаженное состояние святых и всех причисленных Божиим милосердием к их сомну = рай, Ц.Н., Ц.Б., Дом Отца, Иерусалим Небесный, Небеса = пребы­вание со Христом = «Где Христос, там и небо»(И.Злат.), от­вет благоразумному разбойнику «ныне будешь со Мною в раю»(Лу23:43), «хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин17:24), состояние покоя, успокоения от трудов «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих»(Евр4:10) – это не бездействие у Бога, а промышление о мире, а для правед­ников молитва, личное общение и познание «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иа­ко­вом в Ц.Н.» (Мф8:11) + общения с Ангелами (Евр12:22). 2) грешники – ад, «место лишенное света», «тьма кромеш­ная» (Мф22:13), «преисподняя»(Флп2:10), «темница духов» (1Пт. 3:19); состояние грешников – удаление от Бога «отойдите от Меня, делающие беззаконие»(Мф7:23), причина – угрызения совести и неудовлетворенная страсть, не имеют покоя «червь их не умирает, и огнь не угасает»(Мк9:44), «скорбь и теснота всякой душе чел-ка, делающей злое»(Рим2:9), осознание не­возможности выйти  из места мучения, грешники общаются между собой, но в этом общении нет Бога.