Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 30

80. Необходимость Церкви в деле освящения = для приобщения искупит.плодам Жертвы Господней надо стать причастником Бож.благодати, можно спасаться и в одиночку «Дух дышит, где хочет»(Ин3:8), но это не всегда доступно чел-ку, св.отцы говорят, что нужны видимые средства для освящения природы чел-ка, т.к. она двухсоставная (душа и тело), «то подаются дары и в чувственных видах»(И.Злат): предметы, действия и руководство. Протестанты отрицают необходимость Церкви, но Дух сошел только на 12 ап., а не на всех 120 уч-ов в Иерусалиме (Деян1:16), именно их И.Х. готовил в течение 40 дней к принятию Духа в Пятидесят­ницу, уча их и наставляя о Ц.Б. (Деян1:3), изначально им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать Св.Духа посредством видимых действий как Крещение и возложение рук (др. верующие этим не обладали, иначе крестившийся Симон Волхв не предлагал бы деньги, диакон Филипп крестил, но не мог возлагать руки – в Самарию послали ап.Петра и Иоанна) = Господь установил опр. поря­док и ап-лы стали «домостроителями Тайн Бжиих»(1Кор4:1) + Утешитель «да прибудет с вами во век»(Ин14:16) = это могло быть только через непрерывное преемство власти от ап-ов к епископам: Господь И.Х. явился Основателем общес­тва верующих с определенной структурой называемого Цер­ковью «и врата ада не одолеют ее»(Мф16:18). Понятие о Церкви Христовой = «экклесия» - гор.собрание в Афинах = собрание призванных в общество Господне лиц, услыша­в­ших Его призыв и составляющих «род избранный, царствен­ное свящ-во, народ святый, люди взятые в удел, дабы возве­щать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»(1Пт.2:9); много попыток дать определение: Хомяков «единство Бож.благодати, обитающей во множ.разумных тварей»; «Церковь есть Тело Христово» = Боговоплощение + Евхаристия как способ участия чел-ка в Теле Церкви, но выпадают усопшие в вере и Ангелы, ибо Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф1:10) и «Он есть глава тела Церкви»(Кол1:18), а Ангелы бес­пло­т­ны и Тела и Крови не причащаются – у них иной способ участия в Церкви, тоже и ВЗ-праведники, т.е. опр. Павла тоже не исчерпывающее. У Господа И.Х. два стада: странст­вующая Церковь из членов на земле, она же воинствующая «наша брань не против плоти и крови, но против начальства и властей тьмы века сего»(Еф6:12); второе стадо – Церковь Ангелов и усопших в вере «торжествующая» = разные составы и условия жизни членов, их нельзя смешивать, но есть одно духовное тело, одну главу – Христа, одушевлена одним и тем же Духом Божиим.

81. Понятие о Церкви Христовой на земле = (ПК свт. Филарета) = «Ц. есть от Бога установленное общество чел-ков, соед-х православною верою, законом Бож., свящ.нач-ем и таинствами», но это тоже не полное опред-е, а лишь вне­ш­не-условное описание земного аспекта, но это не просто об­щество верующих, иначе она не отличается от прочих рели­ги­оз­ных учреждений (ВЗ-церкви например), т.к. Церковь основал Богочеловек и само основание Церкви состоялось только в день 50-цы и чтобы понять смысл Церкви надо понять значение в ее жизни Св.Духа. Образы Церкви = Спаситель говорил образами, тоже ап-лы и отцы: виногра­д­ной лозы и ветвей (Ин15:1-8); пастыря и овец (Ин10:1-16); стоящегося здания (Еф2:19-22); дома (1Тим3:15; Евр3:6); брачного союза (Еф5:32); «невеста Христова» (Еф5:23; 2 Кор.11:2); Божиих - рыболовного невода, виноградника, засеянного поля; града Божия (Евр11:10); Церкви как ма­тери всех верующих (Гал4:26) = Церковь происходит от плоти и крови как крестных страданий Христа, т.е. дает бытие восстановленному человечеству, ибо как падшее чел-во произошло от Адама и как праматерь Ева происходит из ребра Адама, так и Церковь пребывает со Христом как вторым Адамом; образ главы и тела (Еф1:22-23) – Церковь есть прославленное и обоженное человечество воскресшего Христа, а мы части этого тела через участие в Евхаристии через причащение Тела и Крови Христовых (тоже не есть определение – нет границ, и как быть с католиками, моно­фи­зитами и несторианами – апостольское преемство и таинства есть, а Православия нет; как часто надо причащаться нам православным и где мера греха, отделяющая от Церкви).

Цер­ковь в земном аспекте: 1) от Бога установленное сооб­ще­с­тво верующих православной веры, свящ-нач-я и таинств; 2) возглавляется и управляется И.Х. по воле Отца; 3) все члены этого общества соединены с Господом, как Гла­вой, в Нем друг с другом и с небожителями; 4) общество это одушевляется и освящается Св.Духом; 5) в этом сообществе, при некоторых условиях, осуществляется переход из странс­т­вующей на земле ее части в небесную «торжествующую».

82. Основание Церкви И.Х. = коренное отличие христ-ва от др.религий: оно создается не уч-ем, не повелением Бога и даже не Бож.силой (как ВЗ-церковь), а создается из Самого Господа И.Х., Который есть краеугольный камень, на кот-ом строится Церковь, Он есть сама Церковь, кот.строится на Те­ле Господа И.Х., из Самого Его тела, Господь приобрел Себе Церковь «кровию Своею»(Деян20:22); в буддизме главное не Будда, а его философия, все христолог-е споры 300 лет не об учении Христа, а о Его Лице, о том Кто такой И.Х.; христ-во не сводится ни к уч-ю, ни к морали, ни к традиции, это вера не в доктрину, а в богочеловеческую Личность, в возмож­ность реально соединиться с Ней в теснейший внутренний союз, вступить с Ней в живое общение, Которая пребывает в этом церковном союзе «во все дни до скончания века» (Мф.28:20); каждое тело растет и развивается – Христос есть и Основатель, и Архитектор, а Строитель есть Св.Дух, Он присоединяет верующих, Он оживотворяет тело, согласует все органы; Церковь создана не внешним действием всемо­гущества Бога, но непосредственно через Искупление и ос­вящение людей, через реальное обитание в ней Христа и Св.Духа = внутренне это клад благодати и истины, а внешне это общество людей в земных условиях, форма и иерархия тоже является Божием установлением = невидимое пре­бы­ва­ние И.Х. и Св.Духа выявляется через осязаемые формы. Цель Церкви = «взыскать и спасти погибшее»(Мф18:11), цель в приведении всего чел-ва в Ц.Б.: двоякость цели = 1) стратегическая в достижении полноты церковного тела, до­с­тижение состояния, когда «да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28); 2) тактическая = количественный рост Церкви «Цер­ковь растет возрастом Божиим»(Кол2:9) и качественный (духовный) рост, как освящение людей и просвещение Светом Христовой истины.