Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 9

27. Побуждение и цель творения. Совершенство тво­ре­ния = И.Дам.("Точное изложение..."):"Благий и пребла­гий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы про­изошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяни­ями и было причастно Его благости" (кн.2,гл.2) = не дает ответа о при­чине сотворения мира Богом = не нуждался в каком-либо объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь, Бог мог бы его и не творить = внутренняя жизнь Троицы не стала бы бед­нее. Ничто не побуждало Бога тво­рить мир, и мы не можем указать истинную причину тво­ре­ния мира.   Лосский: «Творение - свободный акт...для Бога не обусловлено никакой "внутренней необходимос­тью"…Бог Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в "другом", потому что дру­гой — уже в Нем, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что по­желал им быть» (Догм.богосл.,с. 223). Последние слова  — единственный ответ на вопрос, а благость и лю­бовь Божия — не причина, а свободное по­бу­ждение, в соответ­ствии с которым Бог творит мир (при­чи­на заключает в себе момент необходимости, но катего­рия необходимости неприложима к жизни Божественной. О цели творения Писание и Предание говорят конкретно: блаженство твари есть цель творения мира = "Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насы­щаются бла­гом" (Пс. 103:28), Бог дает твари "все обильно для наслажде­ния"(2Тим.6:17). Слава Божия как цель творения мира: "Не­беса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его веща­ет твердь"(Пс.18:2). И.Х. в Первосвящ.молитве = Он имел у Отца славу еще "прежде бытия мира"(Ин.17:5). Сам Бог Троица есть Бог славы и каждая Ипостась Троицы в Писа­нии наз. Богом славы. Отец назван "Богом славы" (Еф.1: 17), Сын "сиянием славы"(Евр.1:3), Дух "Духом славы" (1Пт.4:14), святые отцы  предостерегают от буквального понима­ния этих слов, блж. Феодорит Кирр.:"Гос­подь Бог не имеет надобности в восхваляющем". Свт. Филарет:"По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит бла­женство, жизнь и благобытие твари" = в "Прав. исповед." (ч. 1,воп.8):"Должно веровать, что Бог, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ни­чего мир на тот конец, дабы и другие существа прославляя Его, участвовали в Его благодати". Совершенство творе­ния: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (добро зело)"(Быт.1:31) = Мир целиком и полностью отве­чает тем целям и задачам, ради которых он был создан, даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность в очах Божиих = характеристика совершенства остается в силе и после грехопадения  = мир лежит во зле, но не явля­ется злом = всякое творение по природе своей благо, даже если способ существова­ния твари пришел в противоречие с изначально заданным Творцом = ап. Павел: "Всякое тво­ре­ние Божие хорошо, и ничто не предо­судительно, если при­нимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою"(1Тим.4:4) =  речь здесь идет о пад­шем мире, который не является лучшим из миров, иначе невозможен был бы никакой нравственный прогресс, к кот-му призван человек:"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"(Мф.5:48), и сам искупительный под­виг Спасителя с целью совершенствования и всего мира, был бы лишен смысла. Ап.Петр: христиане ожидают "но­во­го неба и новой земли, на которых обитает правда"(2Пт. 3: 13) = на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное.

28. Порядок творения мира и главные виды творения = Символ веры называет Бога Творцом «небу и земли», т.е. всей совокупности конечного бытия, а «видимым и невидимым» - два основных вида творения. ПК говорит, что под именем «невидимым» должно разуметь «духовный мир, к которому принадлежат ангелы» = о духовном мире из Откровения нам известно очень мало = только об Ангелах (вестник, посланник = не природа, а служение). Писание наз.ангелами Господа И.Х.(Мал.3:1), Иоанна Предтечу (Мф.11:10), пророков (2Пар.36:15-16). ПК – «Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом», а ангелами они наз. «потому, что Бог посылает их возвещать волю свою». Творение видимого, вещественного мира: свидетелей того, как творился мир, не было, поэто­му наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии сло­вам Божественного Откровения: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим" (Евр.11:3) . По Писанию Бог сотворил мир в 6 дней, слово "день" (евр. - йом) как сутки, так и  неопределеный период времени. Из безвидной и пустой, т.е. неоформленной зем­ли Бог произвел: 1-й  —  свет; во 2-й  — твердь, т.е. видимое небо; в 3-й  — вместилища вод на земле, сушу, растения; в 4-й — солнце, луну, звезды; в 5-й — рыб и птиц; в 6й — животных и че­ло­века; в 7-й день Бог почил от всех Своих дел - назван субботой (евр.-покой) (Быт.2:2). О сотво­рении ангелов: "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их" (Не­ем.9:6), "Им создано все, что на небесах и что на земле, ви­ди­мое и невидимое: престолы ли, господства ли, началь­ства ли, власти ли, — все Им и для Него создано" (Кол.1: 16) = небнсная иерархия = епархия: серафимы, херуви­мы, престолы; метархия: господства, силы, власти; нача­ла, архангелы, ангелы.