Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 28

Благодать как сила Божия = изливающаяся в форме жи­вой, деятельной Божественной силы «довольно тебе бла­го­дати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9).

Участие Лиц Св.Троицы в раздаянии благодати = как сила, энергия от Бога на тварный мир есть атрибут Божией природы – общая для всех Трех Лиц Божества. Бог-Отец есть источник нашего освящения благодатью, Его благо­во­ление, Он посылает предвечно исходящего Св.Духа, в Пер­восв.молитве «Освяти их истиною Твоею»(Ин17:17), «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!»» (Галл.4:6), «Благодать вам и мир от Бога Отца» (1Кор.1:3). Сын Божий заслужил для нас благодатные дары Святого Духа, благодаря Его подвигу стало возможно наше освящение благодатью, Отец – Источник, а Сын – Виновник нашего освящения «Кто верует в Меня, у того…из чрева потекут реки живой воды, сие сказал Он о Духе, Которго имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них (иудеях) Духа Святого, потому что Иисус не был прослав­лен» (Ин.7:38-39). Святой Дух собственно и является Совер­ши­телем нашего освящения: слова «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святого Духа» - взаимозаме­ня­е­мы. Откровение о Бож.благодати, как о силе, учит нас: бла­го­дать есть нетварная Божия сила; достигает нас в Ипостаси Духа святого, хотя равно принадлежит всем Лицам; даруется нам вследствие искупительного подвига Христа; благодать усвояет нам его плоды; благодать не магия, она не изменяет природы чел-ка, а преображает способ ее существования, действует совместно с ней.

74. Виды благодати = классификации нет в Предании Вост.Церкви, она появилась в спорах католиков и пртес­тан­тов в эпоху Реформации, теперь нам полезна в полемике с католицизмом, протестантизмом, со светским гуманизмом; два основных вида благодати = всеобщая («предваряющая», «просвещающая») и чисто церковная (оправдывающая, сох­ра­няющая и возраждающая). Особые дарования благодати = от церковной благодати следует отличать ее особенные дарования (харизмы), т.е. силы и способности, которые есть либо усиление естественных способностей чел-ка, либо со­вершенно новые = все идет не на личную пользу, а на служе­ние для всей Церкви: «Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Обному дается Духом слово мкдрости, другому слово знания, тем же Ду­хом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение духов, иному разные языки, иному толкование языков… все члены одного тела»(1Кор12:4-12) = дары да­ются для служения; есть дары постоянные (пастырство, учительство), а есть временные, чрезвычайные (апостоль­ство, дар языков, толкования, чудотворения).

дносторонние понятия о благодати =  1) пелагиане в Vв. отрицали реальность первородного греха + все строится на свободе воли + люди смертны не по греху, а по естеству = отсюда одностороннее учение о благодати: естестсвенные дары чел-ку от рождения (разум и свободная воля = «естес­т­венная благодать» = gratia naturalis) даны от творения могут сделать чел-ка не грешащим (liberum arbitrum) + ВЗ научает и побуждает к добру обещанием будущих благ (бла­годать закона = gratia legis) + НЗ, уч-е И.Х. и пример Его высоконравст-й жизни просвещают разум и волю (gratia Christi) = этих трех видов благодати якобы достаточно для спасения (у них благодать смешивается с внешними дарами Бога и действием Его Промысла, она лишь облегчает чел-ку исполнение нравственного закона и сделан вывод, что чел-к по собственной силе может спастись); 2) уч-ние Августина = благодать есть сила внешняя по отношению чел-ка, она уст­ра­няет его свободу, т.е. после грехопадения у чел-ка свобод­ной воли нет (господствует грех, свобода к добру утрачена), а спасение есть всемогущее действие Бож.благодати, которая подчиняет себе даже противоборствующую волю; Лютер и Кальвин довели учение до всеобщего предопределения людей. Святоотеч.учение = образ Божий в чел-ке поврежден, но не уничтожен, а требует очищения. Лосский = «заблуж­де­ние Пелагия и Августина состоит в перенесении тайны бла­го­дати в область рассудка, где понятия духовного порядка – благодать и свобода - стали враждебны друг другу» = рацио­нал-зм.

75. Действие благодати предваряющей = Всеобщая, предваряющая, просвещающая, промыслительная благод­ать: действет через общий Промысел Божий =

1) призывание чел-ка ко спасению, как призыв к покаянию через осознание своей греховности и как призыв к вере во Христа Искупителя и Спасителя; евангельская проповедь к покаянию и к вере в воздаяние «Благовествование есть сила Божия ко спасению всякому верующему»(Рим1:16) = пока­яние, отречение от сатаны, исповедание веры, но «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец»(Ин6:44) = действие предваряющей благодати;

2) обращение, как осознание своей греховности и невоз­мож­ности выйти из нее самим, вера Христу и желание следовать за Ним, преданность Ему (внутреннее обращение) + Креще­ние (внешнее обращение), где также предваряющая благо­дать, вводит в Церковь и действие ее заканчивается, ей при­емствует особая благодать полученная при Крещении.