Понятие о благодати в свете Свящ. Писания. Понятие о Церкви Христовой на земле. Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Хилиазм, его несостоятельность

Страницы работы

Содержание работы

1. Словом «благодать» (греч. χαριζ, лат. gratia) в древности выражали приятные свойства лица или предмета, либо чувствования, определённые ду­шевные состояния, возбуждаемые этими лицами или предметами в окружа­ю­щих людях.

Первоначальное значение древнееврейского слова gen указывает на сво­й­ства предмета, вызывающие у человека чувство эстетического удовлет­во­рения. Так, текст кн Ек. (10,12) «Слова из уст мудрого – благодать» выра­жа­ет мысль, что слова мудрого человека доставляют удовольствие слушаю­щему.

Чаще этим словом выражаются чувства симпатии, благорасположен­но­с­ти между людьми (Быт. 13,21), либо благосклонное отношение Бога к чело­веку (Быт. 6,8; 18,3).

Иногда и в Новом Завете слово χαριζ употреблятся применительно к лю­дям и отношениям, складывающимся между ними. Например о благорас­по­ло­женности людей друг к другу говорится в ангельском славословии в опи­сании рождения Христова (Лк. 2,14).

Иногда это слово обозначает духовные либо материальные, но имею­щие духовное значение блага. Например, ап. Павел называет так пожер­тво­ва­ния для бедствующих церквей (1 Кор. 16,3; 2 Кор. 8,7).

Наиболее часто словом благодать в Новом Завете выражается отно­ше­ние Бога к человеку.

Во-первых, это слово употребляется в значении Божественного свой­ства, особенно милости Божией к падшему человечеству, не заслуживаю­ще­му благорасположения Божия (Лк. 1,30; 1 Пет. 4,10; 5,10; 2 Кор. 9,8; Тит. 2,11).

«Во-вторых, слово «благодать» может означать полноту любви и ми­лос­ти Божией, явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды Искупления, воз­ро­ждает и вспомоществует людям соделывать своё спасение» [1, с.186]. В та­ком случае слово χαρις заменяется часто словом δυναμις, буквально означа­ю­щим «силу». Господь обещает ученикам о даровании им такой силы после то­го, как сойдёт на них Дух Святой (Деян. 1,8).

«В самом широком смысле благодать есть благоволение к людям дос­той­ной жизни во все времена человечества, в частности, к праведникам Вет­хого Завета» [2, с.167]. Апостол говорит, что Бог есть “Бог всякой благодати” (1 Пет. 5,10).

В Учении ап. Павла благодать Божия – это некая сила, живущая и дей­ствующая в человеке. (1 Кор. 15, 10; 2 Кор. 12, 9; Кол. 1, 29).

2. Данное Пространными Катехизисом определение, что «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, За­коном Божиим, священноначалием и Таинствами» [3, п.250], нельзя считаь вполне исчерпывающим даже в её земном аспекте. В ней дано лишь внешнее описание того, что есть Церковь.

Богочеловек Иисус Христос является не только Основателем Церкви, на­ходящимся в принципиально отличающемся от основателей других рели­ги­озных общин положении, но и тем “краеугольным камнем”, на котором ос­новывается всё здание Церкви (Еф. 2,19,29). Само основание Церкви Господь от­носил к будущему времени (Мф. 16,18), своих последователей Он не назы­вал Церковью и определения её нам не оставил. Мы можем говорить только об образах Церкви в Новом Завете:

ü виноградной лозы и её ветвей (Ин. 15,1–8);

ü пастыря и стада (Ин. 10,1–16);

ü строящегося здания (Еф. 2,19 – 22);

ü дома (1 Тим. 3,15; Евр. 3,6);

ü брачного союза (Еф. 5, 23, 32; 2 Кор. 11,2);

ü приточные образы рыболовного невода, виноградника, засеянного поля;

ü Церкви, как града Божия (Евр. 11,10);

ü Церкви, как матери верующих (Гал. 4,26);

ü главы и тела (Евр. 1,22 – 23).

Общество учеников Христовых стало Церковью только в день Пяти­де­сятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух. Следовательно, чтобы по­нять, что такое Церковь, нужно говорить и о месте и значении Святого Духа в её жизни.

Церковь в её земном аспекте можно охарактеризовать следующими чер­тами:

1)  Это от Бога установленное общество верующих, объединённых право­сла­в­ной верой, священноначалием и Таинствами.

2)  Она создана, возглавляется и управляется Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

3)  Все члены этого общества соединены с Господом, как со своей Главой, и в Нём друг с другом, а так же с небожителями.

4)  Это общество одухотворяется, освящается и оживляется Святым Духом.

3. Существенными являются те свойства, которые определяют сущес­тво Церкви, без которых она не могла бы называться Церковью, которые от­ли­чают её от других человеческих сообществ и неправославных Церквей. Сим­вол веры называет четыре таких свойства: единство, святость, собор­ность и апостольство Церкви.

Можно говорить о единстве Церкви, как в количественном, так и в ка­чес­твенном отношении.

Сам Спаситель говорит о создании Церкви, а не церквей (Мф. 16,18). Во всех Его притчах, относящихся к Церкви, всегда чётко виден момент её единства (Ин. 10,16; 15,1–7; 17,21). Ап. Павел всегда говорит о Церкви в еди­н­­ственном числе (Рим. 12,5; 1 Кор. 12,13; Еф. 4,4–6). И сам Господь Иисус Христос «...по учению апостольскому соделался единственным основателем Церкви (1 Кор. 3,11) и краеугольным камнем (Еф. 2,20)» [4, с.235].

Церковь не только одна, но и едина. «Глубочайшим основанием внут­рен­него единства Церкви является единство её Главы – Господа Иисуса Хри­с­та, и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бы­тия Церкви, как связь её единства» [1, с.227]. Церковь коренным образом отличается от всех других человеческих обществ тем, что в её основе лежит изменение бытия человеческой природы. Все члены Церкви едины между собой по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы (Ин. 17,21).

Внешними проявлениями внутреннего единства Церкви являются:

1)  единство православной веры, исповедание одного Символа веры;

2)  единство таинств и богослужения;

3)  единство иерархического приемства епископата;

4)  единство церковного устройства и канонов.

О единстве Церкви св. Ириней говорит: «хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их приняла ве­ру… Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, (…) тщательно со­хра­ня­ет её, как бы обитая в одном доме, одинаково верует, как бы имея одну ду­шу и одно сердце…» [4 с.236]. Х.Янарасс говорит о том, что «единство озна­чает в церковном понимании вовсе не «сплочённость», «согласие» и «еди­но­душие» отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение об­раза бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную» [5, с.196].

Внутреннему единству Церкви не противоречит видимое множество по­местных Церквей, поскольку «самостоятельность их устройства не пре­пят­ствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единого Главу – Христа, и единый дух веру и благодати» [3, п.259].

Тем более церковному единству не противоречит существование не­пра­вославных церквей.

4. Ап. Павел говорит, что иарархическое служение в Церкви уста­нов­ле­на Самим Господом: «…Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4,11–12).

Священнческое служение предполагает избрание свыше и практически не зависит от высоты нравственной жизни или образованности человека. Об этом говорит как сам Спаситель: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и по­ста­вил вас,…» (Ин. 15,16), так и ап. Павел: «...никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5,4).

Об апостольском служении Господь говорит Своим ученикам по вос­кресении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,19–20). Поставля учеников на служение Гос­подь: «...дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, то­му простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20,22–23). Из этих слов Иисуа Христа следует, что апостольское служение связано с особыми благодатными дарами Святого Духа («примите Духа Святаго») и включает в себя:

Похожие материалы

Информация о работе