Догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система. Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки. Место и значение Свящ. Писания в структуре Свящ. Предания. Правило веры, как форма Свящ. Предания

Страницы работы

Содержание работы

1. Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и препода­ваемая Церковью, как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

Слово «догмат» происходит от греческого глагола «δοκειν», что буквально озна­ча­ет «думать», «считать», «полагать», возможно, «верить», точнее от перфекта глагола «δεδογμη», что можно перевести на русский язык, как «определено», «положено», «реше­но», «установлено».

В античной греческой философии термин «догмат» понимался, как философские аксиомы. В Новом Завете мы встречаем этот термин, употребляемый в двух смыслах: во-первых, как некое постановление, например, указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи населения (Лк. 2,1) или постановления Апостольского Собора (Деян. 16,4). Но в послании ап. Павла (Кол. 2,14; Еф. 2,15) слово «догмат» употребляется в значении хрис­тианского учения во всей его полноте. «То, что мы сегодня называем догматом, возникает лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси» [1, с.45]. В IV в. термин «догмат» закрепляется за вероу­чи­тельными истинами, а в даль­ней­шем только за теми из них, которые утверждались Все­ленскими Соборами.

“Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превыша­ют познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твёрдую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Открове­ние” [2, с.20–21]. Как основанные на Божественном Откровении, они абсолютны и неиз­менны.

Богословское мнение – это суждения по вопросам веры, которые не имеют обще­церковного признания. Они могут быть высказаны либо каким-то церковным органом (на­пример, Собором), либо отделным богословом или группой богословов. В основном, это та­инственные вопросы онтологии, трудноразрешимые в веке сем и не имеющие сущес­т­вен­­ного значения для спасения человека.

По отношению к богословскому мнению применяются критерии:

истинности, означающей его согласие со Священным Преданием;

q  и его допустимости, т. е., непротиворечия Священному Преданию.

Теологумен представляет собой согласие отцов (consenсus patrum) по тому или иному вопросу христианского вероучения. Церковью принимается та часть святоотечес­ко­го учения, по которой имеется единодушное мнение всех или значительного большенства святых отцов. По второстепенным вопросам такого согласия может и не быть.

Догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучи­тель­­ной истины. В отличии от самого догмата, содержание которого никакому изменению не подлежит, догматические формулы. в принципе, могут изменяться.

Богословский термин – это искусственно созданные понятия, не встречающиеся в Священном Писании, с совершенно точ­ным содержанием, которые позволяют нам чётко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка. Например, «Троица», «Единосущие», «Богороди­ца» и многие другие.

Догматическая система – это способ всестороннего изложения всего христиан­ско­­го вероучения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой час­ти, связанные в единое целое. Сокращённая система догматического богословия назы­ва­ет­ся катехизисом.

К догматической системе предъявляются следующие требования:

q  отсутствие внутренних противоречий;

q  проведение чётких границ между собственно догматами и богословскими мнениями;

q  наличие авторского текста.

2. «Теория догматического развития», автором которой является кардинал Нью­ман, получила широкое распространение в Западной Церкви с середины XIX века и легко оправдывает многие её догматические нововведения. Она возникает в попытке ответить на вопрос о том, является ли появление догматов появлением новых вероучительных ис­тин. Согласно этой теории Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, которая для её соборного сознания является сокрытой до тех пор, пока богословская мысль не дос­тигнет определённого развития и не сделает сокровенное явным для соборного церков­но­го сознания. Такое понимание может привести к парадоксальным выводам, например, что святые Апостолы знали о Боге значительно меньше, чем любой современный богослов.

С православной точки зрения развитие догматической науки состоит в том, что од­нажды раз и навсегда открытая Господом истина, познанная Церковью, получает всё бо­лее точное словесное выражение.

3. Священное Писание в правослвном богословии понимается, как одна из форм Свя­щенного Предания. Архим. Софроний (Сахаров) так передаёт слова своего учителя – преп. Силуана Афонского: «…Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одной из форм его… Форма эта является цен­нейшей и по удобству сохранения её, и по удобству пользования ею; но изъятое из по­то­ка Священного Предания Писание не может быть понято, как должно, никакими науч­ны­ми исследованиям» [2, с 46]. «В историческом плане Священное Предание пред­ше­ств­о­ва­ло Священному Писанию», поскольку до пророка Моисея не было письменности, а Хри­с­тос и поначалу апостолы тоже проповедовали устно. «Записанное откровение (или Предание) позднее было собрано в канон Священного Писания» [3, с.31].

Изменения в понимании этого соотношения произошли в XX в. Прежде, под влия­нием латинского богословия на православное, Писание рассматривалось, как часть Преда­ния или самостоятельный источник вероучения. Писание противопоставлялось Преданию.

Одной из форм формального Предания является правило или исповедание веры. Оно «Составлялось обычно с целью более полно изложить отдельные положения вероу­че­ния, или же чтобы сформулировать учение Церкви по вопросам, вызывающим споры» [3, с.39]  определённым автором или группой авторов.

Исповедания в отличии от Символов веры:

q  обычно более пространные;

q  часто имеют палемическую направленность;

q  никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

Древнейшее (260 – 265 гг.) Исповедание веры принадлежит свт. Григорию Неоке­са­рийскому. Оно было хорошо известно отцам IV в. и одобрено VI Вселенским Собором. Изветны Исповедания свт. Василия Великого (IV в.), Краткий катехизис Анастасия Сина­и­та (VI в.), Свт. Софрония Иерусалимского (VII), свт. Григория Паламы (1351 г.), свт. Мар­ка Эфесского (Собор 1439 – 1440 гг.). Исповедание Свт. Афанасия Александрийского в действительности по свидетельству современной науки ему не принадлежит.

4. «Когда мы говорим, что Восточная Церковь верует во единаго Бога,.. то надобно разуметь здесь, что Он именуется единым не по числу, но всецело… одним именно в том смысле, что нет другого Бога» [4, с.77].

Истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном От­кровении. «Она составила самый коренной догмат Откровения ветхозаветного. «Я Гос­подь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2–3) – такова первая заповедь, данная иу­деям на Синае и послужившая основой всего Ветхого Завета.

Сам Бог говорит о Себе: «Видите ныне, (видите), что это Я, Я – и нет Бога кроме Ме­ня» (Втор. 32, 39); «Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога… Есть ли Бог кро­ме Меня? нет другой твердыни» (Ис. 44, 6, 8) и множество подобных слов.

«В то же время, – говорит митр. Макарий, – пророки внушали израильтянам истину единства Божия и от собственногно лица» [4, c.78]. Так Моисей увещевал народ: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Псалмоповец Давид восклицает: «кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего» (Пс.17, 32), «Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85, 10).

Похожие материалы

Информация о работе