Догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система. Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки. Место и значение Свящ. Писания в структуре Свящ. Предания. Правило веры, как форма Свящ. Предания, страница 2

Молитва царя Иезекии «показывает, как понимали истину единства Божия и про­чие иудеи, кроме самих посланников Иеговы» [4, с.79]: «Ты один Бог всех царств земли,.. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас… и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15, 19).

На основании некоторых мест Священного Писания Ветхого завета, называющих Бога Элохим (во множественном числе от Элоаг - Бог) (напр. Быт. 1, 1, 26; 3, 22), нельзя утверждать, что  этим прикровенно проповедуется многобожие. Но, как у Моисея, так и у последующих священных писателей имена Иегова – Элогим – Господь Бог «нередко сово­купляются и употребляются, как одно имя Божие» [4, c.80]. Нельзя не согласиться со мне­нием святых отцов, что здесь «внушается мысль о множественности не богов, а Божес­твен­ных лиц в одном и том же Боге» [4, с.80].

В Новом Завете Сам Спаситель на вопрос, «какоая первая из всех заповедей» пов­то­ряет заповедь, переданную Моисеем: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12, 28–29). Называя в Своей молитве Отца Небесного «единым истинным Богом» (Ин. 17, 3), «Христос, без сомнения, научает нас, что все прочие глаголимые боги суть боги ложные» [4, с.81].

Апостолы многократно говорили о том, что Бог един, когда им надлежало обра­щать своей проповедью ко христу множество язычников (напр. Деян, 14, 15; 17, 24; 19, 26). Обращаясь к христианам ап. Павел писал: «нет иного Бога, кроме единого. Ибо хотя и есть так называемые Боги,.. но у нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и одн Господь Иисус Христос, которым все и мы Им» (1 Кор. 8, 4–6). «На истинну единства Бо­жия нередко указывали апостолы для пояснения или подтверждения других истин догма­ти­ческих и нравственных» [4, с.82] (Рим. 3, 29–30; Ефес. 4, 1,3,6; 1 Тим. 2, 1,5).

Доказательства единства Божия, к которым прибегали святые отцы и учителя Цер­кви исходя из соображений разума, можно разделить на три группы:

1.  Онтологические, выводимые из самого понятия о Боге:

q  Высочайшее и совершеннейшее из всех существ – Бог – возможно только одно, ибо ес­ли бы существовали равные ему, оно перестало бы быть совершеннейшим Богом. С другой стороны, Между совершеннейшими существами должны быть различия, ина­че они представляли бы одно целое, а различия не допускают равного во всём совершен­ства.

q  Бог – существо беспредельное, что не позволяет допустить существование других та­ких же богов.

2.  антропологические, заимствованные из свидетельств истории и души человеческой. О единстве Божием свидетельствуют:

q  Древнее предание о единстве Божием, распространённое между всеми народами, вслед­ствии которого даже грубейшие из язычников всегда сохраняли мысль о едином верховном божестве, считая прочих богов подчинёнными ему и рождёнными или соз­данными им.

q  Мысли языческих писателей и философов.

q  Врождённость идеи о едином Боге. «Прислушайтесь, – говорит Тертуллиан к языч­ни­кам, – к свидетельству самой души вашей, которая, несмотря на темницу тела,.. когда почувствует, так сказать, искру здоровья, невольно призывает имя единого истинного Бога… Имя Его находится в устах всех людей… О, свидетельство души, по природе христианской!» [4, с.84].

3.  Космологические, подтверждающие единство Божие из рассматривания мира:

q  «Мир один, и в устройстве всех своих частей… представляет совершенное единство и этим ясно свидетельствует о единстве Творца» [4, с. 84].

q  Существование многих богов – правителей мира – привело бы устройство всего мира в беспорядок и отсутствие гармонии и согласия. «Если Бог не один – говорит Тертул­ли­ан – то нет Бога» [5, с.35].

q  Создание мира и управление им Богом всемогущим и всеведущим подводит к мысли о ненужности других богов.

Само существо Божие нашему пониманию недоступно. Поэтому мы можем гово­рить только о Его существенных свойствах. Существенными называются те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ.

Свойства, которые относятся к совершенствам бытия Бога и обусловлены тем, что Бог обладает полнотой бытия и совершенной сущностью, в православном богословии на­зы­ваются апофатическими или онтологическими. Этими свойствами за Богом отри­ца­ют­ся недостатки и ограничения, присущие конечному, тварному бытию, отсюда их назы­вают ещё отрицательными.

Свойства, характеризующие Бога, как Личность, как духовно-разумное существо, же­лающее открыть Себя миру, называются катафатическими или духовными. «Все ка­та­фатические (положительные) имена, всё, «что мы говорим о Боге утвердительно, пока­зы­вает нам не естество Его, но то, что относится к естеству, (ему сопутствует), – пишет святой Иоанн Дамаскин» [3, с.84].

Катафатические имена Божии можно разделить на две группы:

q  означающие вечные силы и действия Бога, например, «любовь», «свет», «благость» и т.д.

q  характеризующие отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Спаситель», «Промыслитель» и т.д.