Догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система. Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки. Место и значение Свящ. Писания в структуре Свящ. Предания. Правило веры, как форма Свящ. Предания, страница 3

5. «Множественность и дробность наших представлений о Боге связана с ограни­чен­ностью наших познавательных способностей. Свойства существа Божия, о которых мы говорим во множественном числе, в Нём Самом сливаются» [2, с.93]. Поэтому, когда мы го­ворим о Боге, то нельзя сказать, что Он обладает премудростью или святостью – Он все­цело есть Премудрость, Святость, Любовь. В Боге нет разницы между свойством и суб­станцией.

Бог всеведущ. Во-первых, Он в совершенстве знает Свою триединую природу, глу­бины которой сокрыты для тварных существ. Сам Спаситель говорит: «никто не знает Сы­на, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына» (Мф. 11,27). «Дух всё проницает, – го­ворит ап. Павел, – и глубины Божии… И Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10–11).

Во-вторых, Бог имеет совершенное всеведение обо всём существующем, как Своём тво­рении: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18). Бог не нуждается во внеш­нем изучении мира, ибо знает его по Своим предопределениям, охватывающим всё бытие на протяжении всего его существования. Ап. Павел пишет: «Нет твари, сокро­вен­ной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 13). «Бог больше сердца на­шего – говорит ап. Иоанн – и знает всё» (1 Ин. 3, 20). О знании Богом будущего «преж­де бытия его» (Дан. 13, 42) говорит и Ветхий Завет (Сир. 23, 29).

Бог «видит каждый шаг человека (Иов 34, 21), проникает в самую глубину его сер­д­ца (Иер. 17, 10), ведает его помышления (Пс. 37, 10). Он знает всё совершенное чело­ве­ком, все возникающие в его сердце намерения (1 Кор. 4, 5) и сказанные им слова (Мф. 12, 36) и будет судить обо всём этом в последний день» [3, с.90]. Но, при этом. Господь не пред­определяет линию поведения свободных и разумных существ – Он предопределил лишь то, что, как учит св. Иоанн Дамаскин, «не находится в нашей власти» [3, с.90].

«Святость есть наличие высших духовных ценностей соединенное с чистотой от греха» [5, с.31]. Само слово «святой» (евр. «кадош») означает «отдельный», «несоиз­ме­ри­мый». По отношению к Богу это значит: несоизмеримый ни с чем тварным. «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем до­б­ре» [2, с.98]. Священное Писание неоднократно именует Бога Святым. Так, например, про­рок Исаия созерцал серафимов, непрестанно славословящих: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф…» (Ис. 6, 2). Сам Господь называет Себя «освящающим» (Исх. 31, 13) и это­му вторит ап. Павел (Евр. 2, 11). Святость Божия проявляется в мире, как Божественный свет или слава: «…вся земля полна славы Его» – воспевали ангелы (Ис. 6, 2). Ап. Иоанн говорит, что «Бог есть Свет и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).

Но для библейского понимания характерно приписывать свойства святости всему, что так или иначе причастно Богу. Сам избранный среди язычников народ называется «свя­тым у Господа» (Втор. 7, 6). Выделен для Бога должен был быть седьмой день недели (Исх. 35, 2). «Свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон, и храм, а также люди, все­це­ло посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю» [2, с.98–99].

Будучи Свят, Бог требует святости от всех, желающих общения с Ним: «святы будь­те, ибо свят Я» (Лев. 19, 2). «Верующие должны «утвердить сердца свои во святыне» (1 Фес. 3, 13)» [3, с.93]. «Видение подвижниками нетварного Божественного света явля­ет­ся залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, «…праведники возсияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43)» [2, с.99]. И, напротив, «для нераскаянных грешников святость Бога откроется в Последний День, как поражающее пламя Страшного Суда» [3, с.93].

Всемогущество Божие означает, что Он исполняет все, угодное Его  воле, без вся­ко­го затруднения и препятствия. Бог говорит о Себе Аврааму: «Я Бог Всемогущий» (Быт. 17, 1). Никакая сила не может стеснить Его действий: Бог решил, «и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23, 13). В отличии от человека, в Боге нет дистанции между желанием и его осуществлением: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и яви­лось» (Пс. 32, 9).

Всемогущество Божие проявляется в сотворении мира и промышлении о нём. Об этом многократно свидетельствует Священное Писание: Пс. 64, 8; 88, 10; 118, 90; Иов. 12, 10; 34, 10; Кол. 1, 17; Евр. 1, 3 и др. «В целях промысла по Своему усмотрению Он может менять обычный порядок живой природы» [3, с.91] (Пс. 106, 33; 113, 4; 143, 5; Ис. 50, 2).

Действия Божественного всемогущества не являются произволом. «Бог всегда дей­ствует в согласии со Своей природой: благостью, правдой и предвидением… Святой Ио­анн Дамаскин пишет: «Божество всё, что хочет, – может, но не всё, что может, – хочет» [3, c. 92].

6. О непознаваемости Существа Божия Священное Писание говорит нам, что:

q  Бог «обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16).

q  Оно непознаваемо для всех тварных существ: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его?» (Сир. 18, 3 – 4). «Бога никто никогда не видел», – учит ап. Иоанн (1 Ин. 4, 12).