Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска

Страницы работы

86 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

                                                                        Кафедра психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по психологии

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

                                                    Студентки 6 курса психолого-педа-

                                                      гогического факультета, гр. ПМ-6 з

Научный руководитель: преподаватель кафедры психологии 

Севастополь, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава – I . Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми «группы риска» в дошкольном учреждении

1.1. Психологические особенности детей группы риска…………………....7          

1.2. Психологическое сопровождение детей группы риска………………..14

1.3. Сказкотерапия как метод психологической коррекции……………….25

Глава – II.  Применение метода сказкотерапии в психологической коррекции детей «группы риска» старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностическое исследование психологических проблем детей

«группы риска» старшего дошкольного возраста ………………………..37

2.2. Содержание и методика эксперимента по психокоррекции поведенческих нарушений у детей «группы риска» методом сказкотерапии….…………….53

2.3. Анализ  результатов формирующего эксперимента………………….… 67

Заключение…………………………………………………………………..72

Литература……………………………………………………………………74

Приложения…………………………………………………………………. 78

Введение

Дошкольное детство – это особый период в жизни человека, когда закладываются основы личностного развития, когда наиболее интенсивно формируются  различные практические, умственные и художественные способности, нравственные представления, чувства и привычки,  черты характера.

В дошкольном возрасте складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Так, при благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет успешно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения. В эти же годы складываются  взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формируются предпочтения, интересы.

Наблюдая за ребенком дошкольного возраста можно сказать, что хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных» или детей «группы риска».

А.В. Запорожец и Я.З. Неверович отмечали, что если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесет существенный ущерб и обучению ребенка в школе, и его дальнейшему развитию [21;5]. В этой связи взрослым (психологам, педагогам, родителям) особое внимание своевременно необходимо уделять тем детям, чьи эмоциональные реакции и формы поведения в определенной степени отклоняются от нормальной линии развития.  Это, прежде всего, дошкольники с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии, дети с психоподобным поведением и иные, требующие особого внимания психологов, педагогов и других специалистов.

И.В. Дубровина указывала на то, что  правильное воспитание таких детей и своевременная психокоррекционная работа с ними позволяет уже к начальной школе преодолеть выявленные отклонения в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах онтогенеза [34; 59].

Вместе с тем, практики, работающие с детьми, отмечают участившиеся, за последнее десятилетие, случаи осложнений в психическом развитии детей дошкольного возраста. Это актуализирует потребность педагогических коллективов дошкольных учреждений и, прежде всего, родителей в организации квалифицированной психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми. В этой связи сегодня необходим активный поиск  эффективных психологических техник и методик, позволяющих практическому психологу  успешно осуществлять коррекционную работу с различными категориями детей «группы риска».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
672 Kb
Скачали:
0