Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 17

В заключении параграфа отметим, что результаты коррекционной работы с детьми вероятно будут выше, если комбинировать сказкотерапию с играми-драматизациями, арттерапией, психогимнастикой и другими коррекционными методами. Предлагаемые сказки можно разыгрывать в песочнице; можно создать соответствующих персонажам кукол (пальчиковые) и ставить спектакль; можно нарисовать страну и замок королевы и всех действующих лиц. Важно после сказки провести ее обсуждение,  побуждая детей заботиться о своем  здоровье и благополучии близких и др. Кроме того, в повседневной жизни, в тех или иных ситуациях желательно побуждать ребенка вспомнить, как поступал в таких случаях главный герой сказки, соизмерить свои поступки с его геройским поведением.  

Анализируя различные типы сказок, используемых в психотерапии и психокоррекции, мы пришли к выводу, что каждый из них имеет свой, особый механизм психокоррекционного влияния. Но всем им присуще общее – они мотивируют ребенка задуматься о своем отношении к себе, к миру и к ситуации, о своей позиции, понимании, чувствам и сделать необходимые умозаключения, которые станут основой поведенческих аттитюдов в различных сферах его жизнедеятельности. Эффективность же сказкотерапии в работе с детьми «группы риска» во многом зависит от мастерства психолога, адекватности того или иного вида терапевтической сказки ситуации ребенка и от места ее в комплексе психокоррекционных методов.

Глава – II.  Применение метода сказкотерапии в психологической

коррекции детей «группы риска» старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностическое исследование психологических проблем детей

группы риска старшего дошкольного возраста

Диагностическое исследование психологических проблем детей «группы риска» старшего дошкольного возраста проводилось с октября по декабрь 2004 года в дошкольном учреждении № 107  г. Севастополя. Нами сознательно было выбрано дошкольное учреждение логопедического профиля, так как по статистике, приведенной  в исследовании О.С.   Васильевой и Ф.Р. Филатовым [10;  41], значительное число детей, относимых к «группе риска», логопаты.   

В констатирующем эксперименте участвовало 16 детей, отобранных из двух групп старшего дошкольного возраста, совокупной численностью 35 человек. Обозначенная часть детей была выбрана на основе  изучения медицинских документов,  предварительных бесед с логопедом, воспитателями и родителями, результаты которых позволили нам допустить наличие у детей «тревожной симптоматики» и предположить возможность их отнесения к «группе риска».

Для выявления наличия отклонений от нормы в психических состояниях старших дошкольников нами были использованы нижеследующие диагностические методы и методики:

* изучение документации (характеризующей семейное положение, состояние здоровья ребенка и др.) с целью выявления факторов, потенциально провоцирующих нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах психики ребенка;

* беседы с воспитателями дошкольного учреждения с целью составления общего первичного психологического портрета каждого ребенка и наличия у них симптомов эмоционального неблагополучия (тревожности, страхов, агрессии, гиперзастенчивости, гиперактивности, астении и другое). Например, для диагностики наличия страхов, с ребенком проводился опрос по схеме, данной А.И. Захаровым. Беседа начиналась с вопроса: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься: 1) когда остаешься один? 2) заболеть? 3) умереть?  4) каких-то детей или взрослых, воспитателей? 5) того, что накажут? 6) Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча? 7) страшных снов? 8) темноты?  9) волка или других животных? 10) воды? 11) высоты? 12) врачей; 13) войны? 14) крови? 15) уколов? 16) огня, пожара? 17) машин, поездов, самолетов? 18) бури, грозы, наводнения? 19) неожиданных резких звуков?  и т.д.