Примечание: «0» – отрицательный выбор; «+» - положительный выбор.
Пояснение факторов: Рисунки №№: 1 – игра с младшими детьми; 2- ребенок и мать с младенцем; 3 – объект агрессии; 4 - - одевание; 5 – игра со старшими детьми; 6 – укладывание спать в одиночестве; 7 – умывание; 8 – выговор; 9 – игнорировагние; 10 – агрессивное нападение; 11 – собирание игрушек; 12 – изоляция 13 – ребенок с родителями; 14 – еда в одиночестве.
В колонке ИТ/ РТЗ дается вывод об уровнях тревожности и результатах теста по методике Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен и тесту А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка (тест для родителей), выраженных в баллах.
Для обеспечения достоверности данных, нами параллельно было проведено тестирование родителей по методике А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. Текст теста приведен нами в приложении № 3. Сумма баллов в последней колонке, приведенная через дефис свидетельствует о наличии у детей невроза или предрасположенности к нему. Невроз был выявлен у трех детей (Саши, Оли и Ивана), набравших от 17 до 21 балла по субъективной шкале тревожности (СШТ). У шестерых детей (Оли, Андрея, Ани, Димы, Олега, Вити) – выявлено нервное расстройство (от 10 до 15 баллов по СШТ). Все девять детей показали высокий уровень тревожности по методике Р. Теммл и др.). Это свидетельствует о достоверности, полученных нами результатов исследования по показателю «тревожность». Для всех остальных детей отклонения были несущественными (в пределах нормы), в том числе и у Бориса У., чей показатель по методике Р. Теммл и др. имел среднее значение.
Таким образом по результатам вышеизложенных методик из 16 дошкольников с тревожной симптоматикой, нами были отобраны 9 с высоким уровнем тревожности, которых в последствии мы на основе уточняющих методик отнесли к детям «группы риска»: Олю В., Ивана Ч., Сашу Д., Андрея И., Аню Н., Лену Г., Диму Ю., Олега Р. и Витю Б. (Их имена во всех таблицах нами выделены жирным шрифтом для удобства). Один дошкольник показал средний уровень тревожности (Борис У.). Остальные испытуемые показали низкий уровень тревожности. Результаты теста тревожности позволил усомниться в некоторых результатах опроса воспитателей по поводу повышенной тревожности и неблагополучном психическом развитии шестерых детей из 16 (Иры Е., Кати С., Насти Ж., Петра Щ., Дениса А., Аллы М.).
С целью уточнения полученных данных по методике А.И. Захарова, тесту тревожности (Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен) и поиска возможных симптомов отклонений в психическом развитии и поведении дошкольников мы осуществили диагностику детей по проективным тестам «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и по методике А.И. Захарова.
По вопроснику А.И. Захарова, направленного на выявление страхов у детей, мы установили, что достаточно устойчивые страхи испытывают только шестеро детей из 16. Это Аня Н., Лена Г., Дима Ю., Саша Д., Ольга В. и Иван Ч. Наглядно это отражено нами в таблице № 6. Для того, чтобы установить достоверность результатов беседы с детьми, мы предложили детям выполнить рисунки «Моя семья», «Несуществующее животное» (временной интервал между рисунками три дня). Данные, касающиеся выявляемого нами показателя (наличие страхов) мы приводим в четвертой колонке для сравнения.
Таблица 6
Результаты исследования наличия страхов у детей, предположительно
отнесенных к «группе риска»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.