Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 18

На основе полученных ответов на перечисленные здесь вопросы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка – есть важный показатель предневротического состояния. Таких детей, по мнению профессора Е.И. Рогова, следует в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу;

* тестовый и анкетный опрос родителей, направленный на выявление их представлений о развитии детей, их психических состояний, а также с целью выявления симптомов, позволяющих отнести того или иного ребенка к детям «группы риска»;

          * тестирование детей с целью определения характера и степени нарушений их эмоционального благополучия.

Нами были использованы следующие тестовые методики:

1. Тест тревожности (Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен). Его  цель – изучение уровня тревожности ребенка. Целесообразность использования данного теста  обусловлено тем, что наличие повышенной тревожности у ребенка – это первый симптом возможного эмоционального неблагополучия. Рассматриваемая нами методика (см. приложение № 1) позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.  Выявление уровня тревожности позволило оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дало косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации (взаимоотношение матери и ребенка, объект агрессии, одевание, изоляция и др.). Каждая из перечисленных ситуаций выполнена в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Процедура заключается в предъявлении ребенку рисунков и беседах по сюжету. Подсчет баллов позволяет по формуле вычислить индекс тревожности (ИТ) и определить ее уровень. Качественный анализ позволяет определить ситуации, с которыми связано повышение уровня тревожности у ребенка. Поле подробно комментарий по методике приведен в описательной части констатирующего эксперимента.

2. Методика исследования гиперактивности детей П. Бейкера - М. Алворда основывается на комплексном наблюдении за детьми родителей и воспитателей.          В нашем случае использовалась версия ретроспективного анализа поведения детьми. Симптомы  гиперактивности и регистрационная карта приведены нами в приложении № 2. 

3. Рисуночные проективные тесты «Рисунок семьи» и  «Несуществующее животное» предназначенные для выявления симптомов эмоционального неблагополучия ребенка. Эти проективные методики позволили выявить эмоциональное состояние ребенка. Например, наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п. Клыки, зубы, когти, оскал и др. – являются свидетельством агрессивности ребенка. Позиции родителей и ребенка по отношению друг к другу на рисунке, их расположение на плоскости листа, а также другие моменты могут быть свидетельством неблагоприятных взаимоотношений в семье.

Рисунки семьи и несуществующего животного доступны детям. На них дети могут изобразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие  привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.  Кроме того, симптомы «риска», выявленные нами в рисуночных методиках, дают нам основу для определения направления более тщательного исследования (наблюдений, бесед, эксперимента)